Круглый стол «Христианская государственность: прошлое и перспективы»
20 Апр 2015, 22:47

В 2015 году Русская Православная Церковь и Российское государство отмечают 1000-летие со дня блаженной кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. Крещение Руси на века определило вектор духовного и культурного развития нашего народа. Сегодня, когда перед Россией остро стоят новые вызовы, делаются попытки разрушения священных основ, заложенных святым князем Владимиром, мы призываемся вновь осмыслить положение и стратегическую роль России в мире. Как никогда важным становится осмысление того цивилизационного выбора.

В целях поддержки церковно-общественных инициатив. 2 апреля на историческом факультете Тверского государственного университета прошел круглый стол по теме «Христианская государственность: прошлое, настоящее … будущее?» Круглый стол провели Тверская и Кашинская епархия Русской православной церкви, Фонд святого равноапостольного князя Владимира и Правительство Тверской области.

Вели заседание начальник управления общественных связей аппарата Правительства Тверской области Андрей Васильевич Гагарин и протоиерей, благочинный Торжокского округа священник Николай Алексеев.

В приветственном слове митрополит Тверской и Кашинский Виктор сказал:

- Множество научных исследований посвящено жизни князя Владимира, его времени, проблемам, связанным с крещением Киевской Руси. Но несмотря на это, вопросов, ответы на которые не найдены, еще очень и очень много. Наша сегодняшняя задача – понять, насколько актуально наследие эпохи князя Владимира для нас, людей двадцать первого века. Что мы должны стремиться оставить неизменным, что можно переосмыслить и творчески переработать, какие уроки можно извлечь для себя из жизни далеких десятого и одиннадцатого веков.

Тему продолжил заместитель председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Багдасаров:

- Мы собрались на благословенной тверской земле. Мы знаем, что эта земля дала обильный плод святых людей, и мучеников, и преподобных, тех людей, кто всю свою жизнь положил за Бога и за ближних своих, за веру Христову. Сегодня, когда мы размышляем о том, что же дал выбор князя Владимира нашему государству, к чему привело то решение, которое в свое время принял так ответственно святой равноапостольный князь Владимир.

Выбор православия стал задачей для всех будущих поколений. Не отступать от православия, хранить веру и в этом и есть залог целостности, стабильности и благополучного развития нашей страны.

Размышляя над событием, было нельзя не провести параллели с современностью. Наверное, большинство из здесь сидящих смотрели замечательный фильм режиссера Кондрашова о том, как воссоединялась территория нашей страны, как  возвращался Крым России. Многие действительно поняли, что от ответственного решения руководителя зависит очень многое.

На мероприятии присутствовали студенты университета. Проректор Тверского государственного университета Людмила Николаевна Скаковская подчеркнула: «В университете проходит очень большое количество мероприятий. Сегодняшняя встреча особенная, потому что сейчас очень остро стоит вопрос выбора. Выбора: с кем я, где я, к какой вере я принадлежу, кто были мои родители, кто были мои предки. Каждый из сидящих в этом зале пробует ответить на вопрос, который задает нам бессмертная русская литература: зачем я жил, для какой цели я родился. И очень плохо будет, когда мы как Печорин, герой Лермонтова, скажем: «А верно, она существовала эта цель, а я не угадал этого назначения. Я потратил жизнь свою впустую».

Основа русского народа, основа нашей государственности – это великая и высокая духовность, на которой мы и держимся, на которой держится христианство. Конечно, дух человека велик и нам, победителям в Великой Отечественной войне в год литературы, блестяще описавшей все подвиги наших воинов, нельзя забывать об этом.

Круглый стол состоялся в рамках проекта «Наследие Святого князя Владимира», который реализуется Фондом святого равноапостольного князя Владимира в связи с 1000-летием со дня его преставления.

Доклад генерального директора Фонда Максима Викторовича Паршина «Концепция русского мира как цивилизационный проект XXI века» был посвящен попытке осмысления понятия русского мира.

- Князь Владимир – знаковая фигура для нашего Отечества. Он стоял не только у истоков русской церкви, его с полным правом можно назвать также и основоположником русской цивилизации, которая в последнее время все чаще именуется русским миром.  О русском мире заговорили относительно недавно. В середине «нулевых» годов нового тысячелетия. Именно в эти годы многие наши соотечественники стали проявлять особый интерес к изучению духовного и культурного наследия. На государственном уровне был  предпринят ряд шагов, направленных на примирение и взаимное сближение русских, живущих в России и за ее пределами. Понятие Русского мира получило распространение и в церковной среде. Так святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл активно употреблял его в целом ряде своих выступлений и проповедей. Особенно часто Патриарх говорил о Русском мире во время своих поездок на Украину и в Белоруссию, обосновывая при помощи этой концепции идеи единства братских славянских народов некогда единой страны.

В названии конференции поставлен знак вопроса: будущее христианской государственности?

Сергей Вячеславович Перевезенцев,  доктор исторических наук, декан историко-филолгического факультета Российского православного университета, профессор МГУ им.Ломоносова именно на этом заострил свое выступление по теме «Крещение Руси. История и современность»

- Мы находимся, являемся свидетелями и участниками двух очень мощных – глобальных духовно-политических процессов. Первый – это процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур. Намеренный отказ от традиционных ценностей влечет за собой и другие отказы – от традиционной семьи, половой принадлежности. В итоге, по официальным данным французских исследователей, почти 200 миллионов христиан разных конфессий в современном мире подвергаются запугиванию, преследованию, дискриминации и агрессии. Христианство сейчас самая гонимая религия в мире.

Это делается для того, чтобы создать искусственный, унифицированный, полностью управляемый мир, населенный биообъектами без индивидуальности, без личностных признаков, которым спокойно можно управлять, манипулировать.

Другой духовно-политический процесс – это процесс возрождения духовных ценностей, религий и культур с целью сохранения мира как разнообразия мирового сообщества. Эти процессы характерны и для России. Доверие к русской православной церкви растет, все больше россиян считают, что церковная политика соответствует интересам российского общества. Стремление сохранить свое лицо, свое национальное самосознание спасает нас, дает надежду на то, что наша деятельность не бесполезна.

Сегодня мы все стоим перед выбором – в какую сторону двигаться – к искусственному интеллекту, к тому миру, где все едино и все одинаково, или все-таки сохранять свою жизнь, свои традиции, правила. 

Заданную профессором Переверзенцевым тему продолжил Советник Фонда святого равноапостольного великого князя Владимира Григорий Владимирович Добромелов, рассуждая о перспективах христианской государственности.

- Российское государство исторически складывалось как межнациональное, которое не завоевывает, а ассимилируют территории, вовлекая в единое государственное образование другие народы.

Г.В.Добромелов проанализировал данные социологических опросов и констатировал, что ситуация последнего года кардинально отличается от ситуации, которая была еще несколько лет назад. За последние 15 лет произошла серьезная эволюция национального самосознания. В середине двухтысячных годов 60-70% населения не ощущали своего единства. В 2012 году 22% населения причисляли себя к единой российской нации и ощущали себя россиянами, в 2014 году количество их увеличилось в 2 раза – до 44%. Это объясняется патриотическим подъемом, который произошел в результате присоединения Крыма. Россия вышла на новый этап своего развития. Она находится в стадии достаточно жесткого противостояния с западной цивилизацией. Задача гражданского общества, православной церкви - задать православный вектор развития, влиять на создание новой идеологической модели государства.

Большое внимание на круглом столе было уделено непосредственной роли и значению Тверской земли в становлении христианства на Руси. Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ТвГУ, Петр Дмитриевич Малыгин выступил с докладом «1015-ый год в истории Верхневолжья». Христианизация Верхневолжья началась именно в 1015 году. Она была связана с конюшим боярином князя Бориса, известным нам как Ефрем Новоторжский. От 1015 года, как косвенного упоминания о Торжке, отсчитывалют возраст Торжка. О том, что Торжок был центром христианизации на верхней Волге, красноречиво свидетельствуют археологические находки, в частности новоторжская берестяная грамота, содержащая цитаты из проповеди, где перечисляются некоторые человеческие грехи, в том числе связанные с пережитками язычества.

- Таким образом жители Тверской области, все мы, можем с особым и полным основанием в 2015 году отметить тысячелетие памяти Владимира Святославича, первых русских святых Бориса и Глеба, тысячелетие начала христианизации Верхневолжья и тысячелетие первого косвенного упоминания в письменных источниках Торжка – колыбели христианизации нашего региона, города, святым покровителем которого является первый христианский миссионер на территории нынешней Тверской Кашинской митрополии Ефрем Новоторжский, - подытожил свое выступление П.Д.Малыгин

Руководитель Миссионерско-просветительского отдела Новоторжского Борисоглебского монастыря Елена Михайловна Григорьева рассказала о сегодняшней деятельности монастыря:

- Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель древнейшей обители северной Руси просиял в лике святых на земле Российской. Идея празднования тысячелетия христианизации и культурного преобразования Верхневолжья родилась в монастыре еще пять лет назад. По заданию игумена Арсения миссионерско-просветительским отделом была написана пятилетняя программа «К нравственному становлению через познание национальной культуры».

Богатейший историко-культурный материал, который оставлен нашим древнейшим монастырем, не должен быть под спудом. Он должен активно  формировать наше духовное пространство, адаптировать молодежь и зрелых людей к духовной жизни на материалах дарованных нашими предками. В монастыре возрождается издательская деятельность. Все исследовательские изыскания  по истории Борисоглебского монастыря ложатся в основу семинаров, конференций, материалы которых готовятся к изданию и здесь необходима финансовая поддержка. С каждым годом у монастыря появляется все больше друзей. Не праздное времяпрепровождение, а именно творческое соделание многих привело и подружило с монастырем.

Программа «К нравственному становлению через познание национальной культуры» стала межрегиональной, а потом и международной. С нами захотели сотрудничать эстонцы. Нас объединяет общее заслуженное почитание первого эстонского президента Константина Пятса. Он был русским по матери, крещенным в детстве в православную веру, и как истинный христианин принял мученическую смерть, не отрекшись от своего народа. Но смерть эта принята им на нашей тверской земле. Наша миссионерская задача, донести до эстонцев понимание общей трагической страницы истории и подружить молодое поколение, вызвать взаимный интерес и обогатить добрым увлекательным  общением.

Поскольку основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря – венгр по происхождению, мы должны проложить духовную тропу на его историческую родину   – в Венгрию.  Начало этому пути положено в 2012 году. Были встречи и в Венгерском Культурном Центре в Москве, и представители Посольства Венгрии в Москве приезжали в нашу обитель, а также принимали участие в празднованиях и конференциях. Теперь начинается подготовка к большому творческому визиту с интересной программой в один из городов Вегрии.

Новое тысячелетие православия на Тверской земле. Писать это тысячелетие молодым. На самом деле, каким оно будет для России, сегодня зависит от нас, насколько серьезно мы отнесемся к нравственному формированию молодежи.  Пусть новое тысячелетие для нашей страны тоже будет православным, и таким же наполненным, богатым, как  прошедшее.

Светлана Нгуен,

Газета «Торжокская неделя»

Внимание!
Чтобы просмотреть последовательно несколько фото в большом размере. Откройте одно фото, а для просмотра следующего нажмите на клавиатуре кнопку <Tab>, потом <Enter>.

Христианская государственность: прошлое и перспективы 0 Христианская государственность: прошлое и перспективы
Христианская государственность: прошлое и перспективы Христианская государственность: прошлое и перспективы
Христианская государственность: прошлое и перспективы Христианская государственность: прошлое и перспективы
Христианская государственность: прошлое и перспективы Христианская государственность: прошлое и перспективы
Христианская государственность: прошлое и перспективы Христианская государственность: прошлое и перспективы
Христианская государственность: прошлое и перспективы
 

Православный календарь

 

Календарь