Чем отличаются староверы от старообрядцев

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

Староверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Содержание

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверыпоповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Читайте также:  Красивые и популярные итальянские мужские имена; список

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Источник: http://ruvera.ru/starovery

В чем разница между староверами и старообрядцами

Старообрядческая вера в недрах православия существует несколько веков. Ее последователей называют староверы и старообрядцы. В чем разница между этими определениями? Для понимания двух слов необходимо ознакомиться с их происхождением.

История

В середине 17 века в Российской империи была проведена церковная реформа. Во главе перемен встали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Изменения во многом касались обрядовой части богослужений. Отныне полагалось креститься не двумя, а тремя перстами, написание «Исус» сменилось на «Иисус», изменилось число и вид просфор и прочее.

В подобных переменах заметен был курс на сближение с Византией и на укрепление Русской православной церкви в мировом религиозном сообществе. Принятие греческих канонов православия роднило восточное и западное христианство.

Но не все приняли новые нормы, остались твердые приверженцы старых традиций. Это привело к расколу Русской церкви. Тех, кто не признал новый порядок, стали называть «раскольниками». Они становились изгоями общества, подвергались преследованию и казни.

Лишь в начале XX века людей старой веры перестали именовать «раскольниками» и дали им официальное название – старообрядцы.

Семья старообрядцев

Старообрядная традиция делится на течения:

  • беспоповство (обходятся без духовенства);
  • поповство (считают священство необходимым);
  • отдельно можно выделить — единоверие (признание юрисдикции Московского Патриархата при сохранении обрядовых отличий).

В чем отличие староверов от старообрядцев

В современном обществе слова «староверы» и «старообрядцы» воспринимаются как синонимы, но не все с этим согласны. Есть несколько теорий о том, в чем принципиальное различие данных понятий.

  1. Существует мнение, что староверы существовали обособленно еще до раскола Русской церкви, и основу их веры составляли древнеславянские, часто языческие, учения, давшие впоследствии материал для исследования славянских вед. Раскольники были вынуждены бежать в глухую местность, спасаясь от преследователей, где их и приютили староверы.
  2. Более традиционной считается теория, что «староверы» — это самоназвание беспоповцев. Они наиболее далеко отошли от общепринятых канонов и традиций православия. Не согласные с остальными старообрядцами, признающими священство (в некоторых случаях даже священников РПЦ), беспоповцы предпочитали себя называть «староверами».
  3. Часто «староверами» себя называют старообрядцы самых разных течений, не признавая термин «старообрядчество», поскольку он указывает на разницу лишь в обрядовой части служения Богу, в то время как отличие от никонианского православия затрагивает и духовные аспекты веры.
  4. Ну и, наконец, среди приверженцев дораскольной религии часто ставится вопрос о том, что неправомерно называть их религию «староверной» или «старообрядческой». Поскольку не может быть веры старой или новой, она во все времена одна и единственно истинна.

Старообрядчество в современном мире

В настоящее время древнеправославие существует не только на постсоветском пространстве, но также в Латинской Америке, Австралии, США, Польше, Болгарии и др. странах. Однако крупнейшей остается Русская православная старообрядческая церковь.

Подсчитать даже приблизительное количество старообрядцев практически невозможно. Основная их часть, чаще всего именующая себя староверами, селится в глухих местах, сократив связи с цивилизацией до минимума.

Обособленные общины староверов свято хранят религию, не допуская ни малейших её видоизменений. Также почитаются и соблюдаются ими нормы нравственности и семейные порядки, позаимствованные в Домострое.

Мужчины у старообрядцев почти все носят бороды, женщины покрывают голову платком. Дети воспитываются в строгости и с малых лет приучаются к соблюдению религиозных обычаев и изучению Библии.

Как мы видим, на тему отличия староверов и старообрядцев существуют разные взгляды и позиции. Но несмотря на это, сейчас понятия «староверы» и «старообрядцы» можно считать тождественными или же исходить из самоназвания каждой старообрядческой общины.

Видео по теме: Кто такие староверы и старообрядцы?

Наука и религия: история взаимоотношений в древности и в современности. Об этом в статье ранее.

Источник: http://proreligiu.club/hramy/rossiya/raznicza-mezhdu-staroverami-i-staroobryadczami.html

Чем староверы отличаются от старообрядцев

Любопытный вопрос, на который можно было бы ответить коротко – ничем. Староверы и старообрядцы – два названия религиозного течения, образовавшегося после церковного раскола, случившегося в результате религиозной реформы середины XVII века.

Можно сказать даже более – они почитают себя истинно православными в отличие от тех, кто принял реформу Никона, то есть – паству Русской православной церкви. Старообрядцы считают их отступниками от истинной веры, которой придерживались все русские святые от времен Крещения Руси.

Нельзя сказать, что отличия старообрядцев от никонианцев, то есть большинства современных российских православных, так уж велики. И те, и другие христиане, признают установленные первыми семью вселенскими церковными соборами догмы.

Различия упираются в основном в формальные стороны религиозной деятельности: в обрядовую систему, особенности богослужения, церковной одежды. Известные всем двоеперстие, хождение по солнцу на крестном ходе, произнесение прославления «аллилуйя» дважды, а не трижды, земные поклоны, а не поясные – отличают старообрядцев от никониан.

Более серьезные отличия (с богословской точки зрения) содержатся в духовной литературе, которую никониане подвергли исправлениям в соответствии с традициями греческих православных церквей XVII века. В рамках исправлений производилась замена написания ряда слов: «Исус» был заменен на «Иисуса», «вечное» на «бесконечное» и т.п.

Смысл здесь не менялся, но глубокое возмущение несогласных с реформой вызвало внесения изменений в текст Символа Веры, закрепленный решениями двух первых вселенских соборов. Из предложения, где Сын Божий рожден, а не сотворен, убран союз «а», то есть ликвидировано важнейшее противопоставление в определении сущности Иисуса.

В старом варианте о Царстве Божием говорилось, что ему нет конца, а в новом, что ему не будет конца. И наконец, из определения Святого Духа убран эпитет «истинный», что многими воспринималось как кощунство.

Однако данные разногласия носили поверхностный характер, и их вполне можно было бы преодолеть при наличии желания вести дискуссию. Но вот его-то как раз не было ни у одной из сторон. Впрочем, несогласные, хоть и непримиримые старообрядцы, готовы были доказывать свою правоту, но Никон и царь Алексей Михайлович, проводившие реформу, спорить не собирались, утверждая ее в качестве безусловного закона.

Решением церковного собора 1666 года реформа была принята к обязательному исполнению, а противники объявлялись еретиками-раскольниками. Именно гонения, обрушившиеся на старообрядцев после этого и продолжавшиеся больше ста лет, сделали старообрядцев непримиримыми по отношению к официальной Русской православной церкви.

Длительное обособленное существование при отсутствии единой церковной организации привело к разделению старообрядцев на множество течений и учений. По наличию или отсутствию духовенства они разделились на поповцев и беспоповцев, которые, в свою очередь составили много внутренних направлений. Первые имеют церковные организации, а вот вторые обходятся без нее.

Время противостояния с РПЦ не прошло бесследно, и потому никакого воссоединения не произошло и после прекращения преследования старообрядцев. Хотя прежней вражды нет, каждая из сторон по-прежнему считает другую заблуждающейся.

Правда есть точка зрения, что термин «староверы» относится к совершенно иному религиозному направлению, к христианству отношения не имеющему, что в корне неправильно. Тем не менее, термин употребляется в отношении верования, которое также называют неоязычеством или родноверием.

Современные его апологеты утверждают, что оно непрерывной линией идет от древнеславянского язычества и сохраняет веру в силы природы, древнеславянские божества Перуна, Макошь, Велеса и т.д. Однако на самом деле никакой преемственности с древним славянским язычеством здесь нет.

Это псевдоязычество возникает сравнительно недавно – в XIX веке, причем у западных славян – поляков. В России ее последователи появились чуть ли ни вчера – в конце существования СССР, сначала в виде псевдоязыческих общин последователей «родной веры» во главе с такими же псевдоволхвами. Их количество составляло в конце 1980-х уже несколько десятков. Можно вспомнить, что в то время каких только религиозных течений не появлялось.

Главные идеи родноверов заключали в себе мысль, что принятое князем Владимиром христианство разрушило высокую языческую духовную культуру, разорвало связь славян с природой. В начале 90-х гг. образуются уже более крупные родноверческие организации, вроде Московской славянской языческой общины.

Они устраивают языческие богослужения, проповедуют возрождение языческих обрядов и праздников. Эти псевдоязычники отмечают день Купалы вместо христианского праздника Иоанна Предтечи, языческую Масленницу вместо христианского начала Великого поста и т.п.

Читайте также:  1991 год какого животного по восточному календарю

Одной из крупнейших организаций этого направления становится учрежденный в 1997 году «Союз славянских общин родной веры», включивший в свой состав целый ряд общин. Периодически созываются слеты подобных организаций.

Это движение с самого начала имело ярко националистическую окраску, пропагандируя идею о культурно-религиозной связи славян с Ариями. Попутно присутствует и антисемитская окраска, поскольку христианская религия трактуется как созданная и чуть ли не навязанная Руси евреями. Не имея настоящих знаний о славянском язычестве, родноверы по большей части фантазируют на эту тему, создавая, по сути, секты.

Родноверы как достижения дохристианской славянской культуры подают откровенные, давно определенные как подделки, текстовые произведения типа «Велесовой книги».

Встречаются разновидности родноверов, которые пытаются связать языческие традиции с христианскими, указывая на ранний период христианизации Руси, когда для русских было характерно двоеверие – вера в духов предков и силы природы сочетались с идеологией православия.

Подобные течения как правило воспринимаются как разновидность реконструкторских объединений, характерных и для Западной и Северной Европы, где отдельные персонажи устраивают почитание Одина и Тора. Правда в основном к высшей и наиболее духовной расе они себя не относят.

Хотя в России официально зарегистрировано около десятка родноверских организаций, общее число их сознательных участников невелико и на религиозную жизнь в стране они никакого влияния не оказывают.

  • Кто такие старообрядцы?
  • Известные противники православной церкви в истории России
  • Кто такие баптисты и пятидесятники
  • Почему в православии иконы, а в католицизме статуи?

Реформа Никона и прикрепление крестьян к земле царем Алексием Тишайшим привели к «расколу», с появлением «староверов». Но власть свою вину за «раскол» не признала, а переложила ее на верующих, тем, что стала называть их «раскольниками». Гражданский разлад вынудил Екатерину Ⅱ пойти на уступки. «Раскольников» переименовали в «старообрядцев» и вернули некоторые права. Однако это касалось не всех «раскольников», а только тех, кто признает «бога-троицу». Причем это требование было сохранено в последующих «прощениях», которые «даровал» староверам Николай Ⅱ в 1906г и Собор РПЦ 1971г.
«Бог-троица» появился при реформе Христианства на Вселенских соборах, суть которой состояла в том, что вера во Христа Спасителя, заменялась верой в «бога-троицу». Христос в составе бога-троицы присутствовал, но вот верить в него уже отказывались. Почему?
В книге А.Фоменко «Царь славян» показано, что библейский Иисус Христос является дубликатом реального Византийского царя Андроника Ⅰ, который, согласно летописи Никиты Хониата, был призван на правление вымирающим народом. Вымирание происходило от того, что подать царю чиновники по сговору со знатью собирали повторно, но уже для личного обогащения. Андроник, вступив в правление, «стеснил руки жадные до чужого и кто отдал кесарева кесареви, с того никто больше не спрашивал». От этого населенность стала увеличиваться. Однако дубликат Андроника – бог сын Иисус Христос о справедливости уже не радел, а давал заповедь терпения «претерпевший до конца спасется» Мф. 10:22. Если отвлечься от обещания загробного блаженства, то эта заповедь имеет вполне земное объяснение. Начинали насаждать «частную собственность», которой узаконивались «вторая подать царю», ранее отмененная царем Андроником. Это вызывало народные возмущения, унять которые и предназначалась «заповедь терпения», даваемая «богом-сыном». Поэтому староверы говорили «человека во Христе признаем, бога же отрицаемся».
Все просто: не различие взглядов на загробную жизнь и церковные обряды, разделило первоначальное Христианство, а отношение к сугубо земной справедливости через признание/не признание частной собственности – универсального средства эксплуатации человека человеком – по определению Ф.Энгельса.

«Христос в составе бога-троицы присутствовал, но вот верить в него уже отказывались.»
Вот так фомековщина!
Господи избави нас от шоуменов в истории!

Староверы и старообрядцы, действительно, не одно и тоже. Для тех кто серьезно хочет разобраться в этом вопросе рекомендую статьи и видеолекции А. Пыжиков, доктора исторических наук, предметно исследовавшего эту тематику. А эта статья -тень на плетень или божий дар с яичницей.

К сожалению А. Пыжиков хоть и историк, но он судя по всему не верующий человек, из чего следует много неверных трактовок и недопонимания с его стороны. Лучше всего начать разбираться с А.В. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви» Том 2.

В традиционой, а не фейковой, — по всяким ахиневичам, чижиковым-пыжиковым и фоменкам, — истории «староверцами» назывались древлеправославные християне, не принявшие никоновского сященства, а «старообрядцами» — принявшими беглых никоновских попов. Тех же, кто себя называет «родноверами» и даже «староверами нехристианами» всегда было принято называть язычниками или погаными (от лат. слова «паганус» — язычник).

В традиционной истории это про какую, которая считает, что Никоновская реформа правильная и та которую нам немцы написали? Федосей, паганусы это те кто не понимает нашей русской души. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… Вы кого тут к старообрядцам приписали? Староверы и старообрядцы это одни и те же люди — синонимы по-русски. А вы, тут каких-то прохиндеев хотите присоединить к русским православным, которые не согнулись и не приняли навязываемые им захватившим престол Романовыми их версии православия. Романовы используя главный способ управления «разделяй и властвуй» внесли смуту,тем самым разделив народ на две части и тем самым отвели удар от себя. А староверы такие же русские люди как и остальные и наши предки были староверами до Никона и Александр Невский и Дмитрий Донской и Иван Грозный были староверами и Родину любили не меньше, а может и больше.

Святитель Феофан Затворник
Из проповеди, сказанной 7 июня 1864 года в с. Ландехе Гороховецкого уезда
Владимирской губернии

«…Говорят они, что у них старые уставы и порядки, – ложь это говорят они.
Не у них старые уставы и порядки, а у нас: у них же все новое.

Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексия Михайловича.

Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое и возвращали, а не изгоняли старое.

Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.

Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить – это не оттого, что Государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?!

Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи что за вера? А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою.

Закон так говорит: «Живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей».

Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги – все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол.

Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший нечестивого от пути его (см.: Ис. 55, 7) избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов (см.: Иез. 3, 19, 21).

Так, православные христиане, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13). Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, – всем правый путь указующие. Аминь.

О Православии с предостережениями
от погрешений против него. М., 2016.
газета: pkrest.ru(слеш)184(слеш)184-4(тчк)html

Православие — является изначальным вероучением — апостольским (т.е. 1-го века — от апостолов). Католичество откололось в 11веке (на тот момент Православных региональных церквей (поместных) было что-то около 5. И одна из них (Римская) откололась и назвалась католической (в переводе c греческого — всеобщей=»вселенской»).

А от католиков впоследствии откололись протестанты (в 16веке) (и ввиду этого — протестантов уже насчитываются тысячи разных вариаций — и они уходят все дальше и дальше от изначального верного учения).

То есть различаются все эти вариации христианства — степенью отхода от изначального вероучения. У Православных оно условно 0% (внутри Православия, впрочем, тоже есть либералы-модернисты, но до тех пор, пока они не являются большинством — все в порядке). Ведь как в Православии узнается, что Истинное, а что нет? Cмотрят, что говорят святые. И согласие БОЛЬШИНСТВА святых — считается правильным (истинным) пониманием по тому или иному вопросу (причем эти святые жили в разные века, в разных местах).
У католиков это изменено — Писание толкует по факту 1человек.
У протестантов — это изменено еще сильнее — толкует каждый как ему лично захочется.

Протестанты почему откололись от католиков? Протестовали против ошибок в католическом понимании христианства (индульгенции, инквизиция, крестовые походы и тп). А начался протест с Германии (поэтому все немецко-язычные и англоязычные в настоящее время в той или иной форме — являются протестантами (английский язык, кстати — это германская группа языков). То есть это и северные немцы — скандинавы. И англоязычные колонии — Австралия, Новая Зеландия, США, Канада и тд.

Наличие нарушений в учении католиков — протестанты к 16веку определили отчасти верно. Но вместо того, чтобы вернуться из католичества в Православие — протестанты углубились в еще бОльшие заблуждения. Ведь отдельные люди не могут (по своим грехам) правильно понимать суть вещей. Это доступно только «чистым сердцем» — то есть святым, которых просвящает Господь. И Православные верят не одному какому-то отдельному святому (который больше нравится), а , как уже было сказано выше — «cогласию большинства святых» («consensus patrum»). Поэтому риск неправильного понимания в Православии минимален.

Почему верное (правильное, или иначе говоря право-славное) понимание так важно? Можно привести такую аналогию: если мы отправляем, скажем, ракету к другой планете — то погрешность в 0,000001% уже гарантированно означает промах мимо цели. (т.к. Новый Завет написан изначально преимущественно весь на греческом, то в переводе с греческого «Грех» — и означает «промах» (мимо цели).

В этом смысле, старообрядцы довольно близки к протестантам — каждое течение толкует как кому вздумается (протестантов — уже тысячи течений, старообрядцев — десятки. Близки они и по времени появления — в Европе протестанты возникли в сер.16века, а в России — в сер17века. Да, возникли по другим причинам. Но тем не менее, результат — тот же.

Читайте также:  Любит ли он меня; правдивое гадание онлайн

Итак, старообрядцы — откололись, и дальше дробились на десятки разных течений (и каждое — со своим «истинным» пониманием — что очень похоже на протестантов).
Есть интересные статьи, о том, что старообрядцы имеют очень похожую на протестантов трудовую этику. Они так же очень успешны в бизнесе и поэтому у них нет особенных проблем с переходом в протестантизм (и ряд старообрядцев в протестантизм как раз и переходит).

Тут вопрос спорный — являются ли они «русскими протестантами» или нет.
Но одна из базовых проблем протестантизма (согласно профессору Московской Духовной Академии — Осипову А.И.) — это искажение заповеди «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… … …Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Евангелие от Матфея, глава 6).

Условно можно наверное, было бы так определить:
у протестантов материальное четко идет впереди духовного (поэтому протестантские страны богатые, но как известно «трудно богатому войти в Царство Небесное»).
У православных — духовное идет (согласно заповеди) — впереди материального.
Ну а католики — где-то между, но все ближе и ближе к протестантам.

Можете поискать в интернете статью «Богослов Алексей Ильич Осипов ответил Познеру на его критику Православия » и еще послушать лекции проф.Осипова на ютубе (он преподает будущим священникам в академии при Троице-Сергиевой Лавре). У него также есть сайт, где есть ответы практически на все вопросы — как в форме коротких видео-ответов (2-3-5минут), так и полноценных лекций по 40-60минут, статей и тд.

Источник: http://history-doc.ru/chem-starovery-otlichayutsya-ot-staroobryadcev/

Кто такие староверы и старообрядцы, в чем разница. Их жизнь сегодня

В этой заметке я хочу поговорить о старообрядцах или двоеданах. Тема эта, конечно, обширная и глубокая, но я не буду влезать в дебри. Я только вспомню то, что рассказывал мне в наших беседах мой папка, который как раз и был двоеданом, точнее сказать, из рода двоедан.

В Бога он не верил, но веру своих предков словесно защищал. Плохо отзывался о патриархе Никоне, который всю эту бодягу с церковной реформой развёл. Папкин прапрапрадед со всей своей семьёй, а она была огромной, со скотом, с пожитками бежал на Камень-Урал, но остановился за тюменским острогом в лесах.

Часть скота, не выдержав перегон, пала, дорожили каждой лошадью, каждым телёнком. Особо упакованными везли староверцы книги, иконы, свечи, семена овощей. Предполагалось, что обязательно для начала будет построен молельный дом, в котором облагородят иконостас с иконами, передаваемыми из поколения в поколение, с двуперстным сложением и надписью «Исус», но не «Иисус», как требовали никонианцы.

Кто такие старообрядцы и откуда они взялись?

Часто путают понятие «староверы» и «старообрядцы»; кто-то считает, что это одно и то же, а кто-то называет староверов двоеданами. И те и другие глубоко ошибаются. Дело в том, что староверы – это те товарищи, которые жили на территории Киевской Руси до её крещения, то есть до христианства. Как они жили в те времена, во что верили, можно только предполагать, изучая древние раскопки.

Старообрядцы иногда называют себя староверцы, двоеданцы или двоедане. В сущности они раскольники. Откуда они взялись? Всё началось с Петра нашего Первого и патриарха Никона, которые помешавшись слегка, простите, на западной культуре, решили провести в России реформу не только армии, но и церкви.

Произошёл раскол: большая часть верующих пошла за протопопом Аввакумом, проповедовавшем старые обычаи и порядки, остальные – за патриархом Никоном в пользу греческой церкви. Начались притеснения раскольников: их убивали, сжигали живьём, изгоняли с насиженных мест, грабили их дома. Аввакум был казнён жесточайшим образом через сожжение. На всех раскольников был наложен двойной платеж дани.

Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков!

Года два, рассказывал папка, предки его расчищали землю под огород и пашню, строили крепкий дом и хозяйственные постройки под одну крышу. А заборы сделали чуть ли не под три метра, да ещё и гвоздей сверху наколотили – зверья было в лесах видимо-невидимо. К их поселению присоединились другие семьи, выросла целая деревня.

Все помогали друг другу, собирали помочи на большие работы. Строили из сосны: ее легче было распиливать на доски, она не так гнила, как ель, не растрескивалась при высыхании. Старообрядцы были очень трудолюбивы, бережливы и аккуратны, все обучены грамоте. Они не пили спиртного, не курили, не позволяли даже рядом с собой курить.

Соблюдали все традиции, отвергали всё, что приходило из чуждого им мира. Лечились травами, близки были с природой. Считалось, что осина забирает хворь, поэтому при недомогании стояли несколько минут, обняв её ствол. Не раз замечала, как папка прикладывает ко лбу осиновое полено, объясняя, что дерево забирает головную боль.

Староверцы (двоедане) и РПЦ – в чём разница?

Старообрядцы искренне были убеждены и остаются сегодня уверенными в том, что именно их вера православная, а русская православная церковь – нововерцы, никонианцы. Понятие «старообрядцы» ввёл в обиход Николай Второй, повелев не использовать более слово «раскольники», наверное, желал какого-то примирения среди верующих.

Никонианцы взяли для себя символ Святой Троицы, креститься стали тремя перстами, двоедане обзывали их щепотниками. Старообрядцы по-прежнему осеняли себя двумя перстами, что является символом двух Ипостасей Спасителя – истинный Бог и истинный человек.

В утвержденное Церковью учение были внесены изменения, которые старообрядцы не приняли, они были готовы пойти на смерть за каждую букву в Символе веры. Вот эти изменения и стали главным камнем преткновения между староверцами и никонианцами.

Во время крестного хода старообрядцы двигаются по солнцу, то есть по часовой стрелке. Патриарх Никон обновил этот обряд по греческому образцу: было принято решение совершать крестный ход против солнца. Для староверцев это было просто неприемлемо!

В старообрядческую церковь категорически запрещено заходить в галстуках и в рубашках с закатанными рукавами. Этот запрет провозглашён в память о казнённых во времена раскола церкви через повешение и сожжение. Сами староверцы во время службы надевают косоворотку с длинными рукавами, которая в быту не носится, то есть предназначена именно для богослужения.

Крест у старообрядцев признается только восьмиконечный с надписью «Царь славы», а у РПЦ в ходу и четырёх- и шестиконечный. Нательный крест двоедан не содержит изображения Исуса Христа, так как они считают, что это крест личный.

На службах староверцы кладут земные поклоны, тогда как патриархом Никоном они были запрещены. Он считал, что достаточно кланяться в пояс, не становясь на колени для великого земного поклона. Во время молебна руки двоедане складывают крестом на груди; четки в виде ленты содержат 109 бобочков, что символизирует лестницу от земли до небес.

При крещении старообрядцы совершают полное троекратное погружение, а православные могут либо частично погрузить в купель ребёнка, либо просто облить его святой водой. В РПЦ принято многоголосое пение, а у строверцев – одноголосное, как бы домашнее, не помпезное.

Жизнь старообрядцев в моем крае

В моём родном селе Рассвет тоже в своё время было много раскольников-старообрядцев, но на сегодняший день осталось только два: папкин внучатый племянник и я. Хотя и не верующая, но горжусь, когда мама по какому-нибудь поводу шутливо обзывается: «Вся в отца, лобановское отродье, двоеданка поперешная».

В какой ещё деревне есть целых три кладбища! Одно – сельское, для единоверцев, два других – для двоедан. Деревня сильно разрослась, и кладбище двоеданское теперь находится в десяти метрах от крайнего дома, заброшенное, не ухоженное, с несколькими покосившимися крестами.

В нашем районе осталась настоящая старообрядческая деревня Кирсаново. Могила Духовного наставника старообрядцев Мирона Галанина считается святым местом для жителей, проповедующих веру и традиции общины. Кирсановцы называют его Святым Миронушкой. В конце 70-х районная газета «Заря» опубликовала заметку о староверческой часовне, воздвигнутой на могиле Миронушки.

Из Тюмени прибыла целая группа исследователей-краеведов, но к тому времени часовня опустела. То ли иконы и другие атрибуты были разворованы скорыми на ногу злодеями, то ли верующие спрятали их в недосягаемом месте – история умалчивает. Может быть, иконы вернутся в старорусскую избу, которую, ходят слухи, собираются построить в деревне Кирсаново.

Мне эта идея кажется хорошей. У старообрядцев остались ещё экземпляры старой одежды, утвари и прочего, чем пользовались староверы, они помнят и соблюдают традиции. Если бы это всё собрать в одной большой избе, возможно, Кирсаново стало бы местом своего рода паломничества для людей, интересующихся историей своей страны.

Посуду, из которой поят и кормят единоверцев, староверцы держат отдельно от своей, сегодня они её не выбрасывают, как делали раньше, считая загрязнённой. На поминках молодёжь не заносит спиртное в дом и не ставит на стол, а хитрым образом предлагает желающим помянуть усопшего при входе снаружи. :))

Заключение

После раскола церкви на Украине я вспомнила о расколе нашей церкви, который произошёл аж в семнадцатом веке. Вспомнила беседы с папкой на эту тему и подумала, какая это всё-таки нелепость – делить церковь, ведь Бог-то всё равно один для всех верующих.

Если логически помыслить, двоедане сохраняли свою исконную веру, не пошёл протопоп Аввакум на поводу у Петра Великого и его друга патриарха Никона в пользу греческой церкви.

Наверное, правильно сделал. И самое главное – ни в коем случае не следует государству совать нос в дела церкви. Россия – светское государство, значит, никаким образом не может устанавливаться какая-нибудь религия, как обязательная или государственная.

Пусть будет внесена поправка в Конституцию с упоминанием Бога, но не с утверждением, какой религии быть в нашей стране. Хоть я и неверующая, но поддерживаю это из уважения к нашим предкам, собиравшим Русь по капельке, по шагу. А вы знали, кто такие двоедане? Пишите в комментариях.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

—> LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6″, Windows 10

Источник: http://ninavasilok.ru/kto-takie-staroobryadtsy-i-starovery

Adblock
detector