Именины Дмитрия по православному церковному календарю

Церковное имя: Димитрий

Значение имени: относящийся к Деметре (Читать полное значение имени Дмитрий)

Ближайшие именины Дмитрия: 9 Ноября

Именины Дмитрия в 2020 по церковному календарю

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

О происхождении

Дмитрий — пришло в европейские языки из греческого. Если перевести дословно, то будет означать «богине земли Деметре принадлежащий». Деметра в числе античных богов считалась одной из самых почитаемых, так греки во многом зависели от урожая. Связан с плодородием, жизнеспособностью. Правильный выбор имени для ребенка во многом может повлиять на его судьбу и характер.

Различные формы слова

Этим именем часто называют своих детей русские, украинцы, болгары, греки, белорусы. Оно не утратило своей популярности в 21 в.

  • Церковная — Дмитрий.
  • Общеупотребительная: Дмитрий, Дима.
  • Ласковая: Димочка.
  • Краткая, звательная: Дим.
  • Разговорная: Димыч, Диман, Димок, Митя, Митек, Митюха.
  • Старинная: Димитрий, Митри (устар).

Практически во всех странах, где существует христианство, это имя встречается очень часто.

Краткая характеристика

Мальчик Дима — жизнелюб. Ему свойственны уже с ранних лет общительность, терпение, настойчивость. Умеет ставить правильные цели, которых с успехом достигает. Не любит оглядываться на прошлое. Всегда идет строго по избранному пути. Если что-то не получилось, не сожалеет, а движется дальше.

Учится хорошо, особенно неплохо справляется с математикой, физикой. Как друг идеален. Общение с ним всегда легкое, без хитростей. Может проявить смелость, если того требует ситуация. При определенных обстоятельствах бывает излишне жесток. Увлеченная личность, но это иногда мешает ему реально смотреть на вещи. Фортуна к Дмитрию благосклонна.

Не поддается обману, хотя сам и может обмануть ради своего дела. Взрослея, становится рассудительней, строже к себе. Эгоистичность и требовательность являются спутниками всю жизнь. Внешне привлекателен, любим женщинами.

В отношениях легок, но может изменить даже любимой. Не видит в этом ничего предосудительного. Часто меняет избранниц. Всегда стремится к чему-то новому, еще неизведанному. Как мужчина в быту надежен, прекрасный отец.

Любит своих детей, но жен может поменять неоднократно. Приспосабливается в любом коллективе, умеет играть в нем одну из ведущих ролей. Часто имеет несколько высших образований, так как любит постигать науки, развиваться умственно и духовно. Просить помощи у Бога Димитрию лучше в один из своих дней ангела, тогда молитва будет услышана быстрее.

История Святых с именем Дмитрий

Как было сказано, именины Дмитрия есть в любое время года. В зависимости от дня памяти мученика, которого выберет себе парень, можно их праздновать не только приятным застольем, но и походом в храм.

Димитрий Солунский, великомученик

Некогда один из самых первых святых воинов, почитаемых на Руси.

День памяти: 26.10

Жил в 3 в н. э. в г. Фессалоники. Родился в семье тайных христиан. Есть версия, что они были славяне. Язычники в Риме продолжали свою жесточайшую борьбу с верой. В детстве мальчика крестили, а после смерти отца его назначили на место проконсула. Основная задача была — защита горожан от варварских нападений. Он должен был еще и уничтожать христиан.

Император не знал о крещении своего ставленника. Когда тот вернулся в свой город, то сразу стал славить Иисуса в открытую. Хотел, чтобы языческие обычаи были забыты, а население стало жить по-христиански. Максимилиану доложили об этом, и она разъярился. После одного из походов он завернул в Фессалоникийский край, желая покарать жителей. Узнав об этом, проконсул раздал свое богатство неимущим.

После допроса у императора Дмитрия бросили в темницу, а государь потешался в это время гладиаторскими боями. Перед ним его любимчик Лий насаживал на копья христиан. Один молодой человек посетил узника, попросив благословения в бою с варваром. После этого юноша Нестор сам сбросил могучего гладиатора на копья. Правитель-язычник был в гневе. Приказал убить св. муч. Нестора, а также и Димитрия, молившегося за храбреца.

26.10.306 г. святой был убит стражей. С мертвого уже слуга по имен Лупп снял перстень и окропил его кровью святого, также собрал в ткань кровь Димитрия. С помощью имеющихся святынь стал успешно лечить больных. По приказу также был умертвлен солдатами императора.

От тела избавились, выбросив диким хищникам, но люди подобрали и захоронили. В дальнейшем на этом месте построили Божий храм. После того как он обветшал, обрели нетленные мощи. Их пытались вывезти неоднократно, но всякий раз все они возвращались обратно. С 7 в. Димитрия называют Мироточивым.
Интересно! Когда варвары нападали на Солунь, им на крепостной стене виделся грозный светловолосый юноша, обходящий город вокруг. Его боялись, считая, что это св. Димитрий вышел в дозор.
Среди древних греков считался славянским святым не случайно. Его стали почитать и среди язычников, в том числе и выходцев из Руси. После ее крещения в Киеве основывается Димитриевскй монастырь. Сохранились реликвии:

  • Мозаичная икона (Третьяковская галерея).
  • Димитриевский собор 12 в. в г. Владимир.
  • Чудотворная икона на гробовой доске святого (Третьяковка).

С древности в русском государстве имя св. Димитрия Солунского было связано с подвигами защитников Родины.

Дмитрий Донской

День памяти: 01.06

Глубоко почитается на Руси еще один святой с именем Дмитрий. Сам он считал своим небесным покровителем Димитрия Солунского и стал достойным его во всем. Прожив недолгую жизнь, всего 39 лет († 1389), оставил в сердцах людей прекрасную память о себе. Одержал Московский Димитрий ряд важных для Руси побед:

  • отражение натиска на столицу литовцев (1368,1373);
  • разгром татар на р. Воже (1378);
  • разгром ордынцев на поле Куликовом (1380).

Канонизирован в год 1000-летия Крещения Руси. Идя на противника, всегда просил благословения в храме. Учредил две церковные традиции:

  1. Димитриевскую родительскую субботу.
  2. День обретения мощей благ. кн. Александра Невского.

Остался в истории не только как благочестивый христианин, храбрый воин, но и примерный семьянин. Его супруга Евдокия подарила ему 12 детей, а незадолго до своей смерти постриглась в монахини.

Источник: http://tayniymir.com/imeniny/dmitriya.html

Дмитрий в православии

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА «НА ПУТИ К МЕЧТЕ»
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА «ВРЕМЯ ВЕРЫ»
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как — «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» — это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Источник: http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=66&sid=336

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Именины Дмитрия по церковному календарю

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как известно, в зависимости от имени у человека складывается своя судьба. Поэтому очень важно при рождении ребенка выбирать имя. При чем рекомендуется делать это по православному календарю, чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель.

Дмитрий — это мужское имя, которое имеет греческое происхождение. Мальчик с таким имеет жизнелюбивый, общительный, терпелив и настойчивый. Любую цель которую он перед собой поставит он очень легко и быстро достигает. По жизни он никогда не «возвращается назад», Дмитрий всегда идет только вперед. Даже если в каком-либо деле его постигнет неудача, он никогда не опускает руки. Мальчик достаточно умен, ему легко даются даже самые точные науки.

Характер именинника

Дмитрий очень общительный и верный в дружбе. Поэтому из него получается очень хороший и верный друг. С ним очень легко общаться. Дмитрий никогда себе не в чем не отказывает. Он обаятельный, смелый в некоторых ситуациях даже жесток. Парень с таким именем влюбчив.

Дмитрий сангвиник, настойчивый и изобретательный. Иногда он настолько увлекается своей мечтой, что может потерять реальность. Какую бы сферу деятельности он не выбрал, успех ему гарантирован.

День Ангела Дмитрий по православному календарю

Очень важно знать когда именины по церковному календарю у Дмитрия. Так как эта дата является днем его ангела. В такие дни нужно обязательно посещать церковь или храм и почитать благодарственную молитву перед образом святого.

Также считается что именно в такие дни лучше всего просить о помощи. И так какого числа день ангела у Дмитрия? На протяжении года существует достаточно большое количество дней, когда почитается святой Дмитрий. День ангела выбирается тот, который находится ближе к дате рождения ребенка.

Именины Дмитрия по церковному календарю:

Дата Святой покровитель
4 января Димитрий Киранов, протоиерей, священномученик
8 января Димитрий Чистосердов, протоиерей, священномученик
21 января Димитрий Плышевский, иерей, священномученик
31 января Димитрий, преподобный
7 февраля Димитрий, преподобный, скевофилакс
9 февраля Димитрий, мученик
11 февраля Димитрий Хиосский, мученик
17 февраля Димитрий Казамацкий, псаломщик, мученик; Димитрий Ильинский, псаломщик, мученик; Димитрий Кедроливанский, иерей, священномученик
19 февраля Димитрий Рождественский, протоиерей, священномученик
24 февраля Димитрий Прилуцкий, Вологодский, преподобный, игумен
4 марта Димитрий Волков, мученик
22 марта Димитрий Гливенко, священномученик
23 марта Димитрий Легейдо, иерей, священномученик
25 марта Димитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царь
31 марта Димитрий Розанов, иерей, священномученик
1 апреля Димитрий Торнарас, мученик
23 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
26 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
5 мая Димитрий Власенков, мученик
22 мая Димитрий Воскресенский, протоиерей, священномученик
28 мая Димитрий Угличский и Московский, царевич
1 июня Димитрий Донской, великий князь
10 июня Димитрий Митра, мученик
15 июня Димитрий, мученик
16 июня Димитрий Угличский и Московский, царевич (Перенесение мощей
26 июня Димитрий Смирнов, священномученик, протоиерей
3 июля Димитриан (Димитрий) Саламинский (Кипрский), священномученик
17 июля Димитрий Казанский, иерей, священномученик
1 августа Димитрий Ростовский, митрополит
14 августа Димитрий Павский, протоиерей, священномученик
17 августа Димитрий Воробьев, мученик
20 августа Димитрий Миловидов, иерей, священномученик
22 августа Димитрий Константинопольский, мученик
25 августа Димитрий, инок белогорского свято-николаевского монастыря, преподобномученик
30 августа Димитрий Остроумов, протоиерей, священномученик
9 сентября Димитрий Крючков, иерей, исповедник
13 сентября Димитрий Смирнов, иерей, священномученик
19 сентября Димитрий Спасский, иерей, священномученик
22 сентября Димитрий Троицкий, диакон, священномученик
24 сентября Димитрий Скепсийский (Геллеспонтийский), мученик, князь
28 сентября Димитрий Игнатенко, протоиерей, священномученик
4 октября Димитрий Ростовский, митрополит (Обретение мощей)
9 октября Димитрий Розанов, протоиерей, священномученик
10 октября Димитрий Шишокин, иерей, священномученик
15 октября Димитрий Казанский, мученик
17 октября Димитрий Вознесенский, иерей, священномученик
21 октября Димитрий Добросердов, святитель, архиепископ можайский
28 октября Димитрий Касаткин, иерей, священномученик
1 ноября Димитрий Угличский и Московский, царевич
3 ноября Димитрий Троицкий, иерей, священномученик
8 ноября Димитрий Цилибинский, преподобныйДимитрий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский, преподобныйДимитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царьДимитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
10 ноября Димитрий Ростовский, митрополит
14 ноября Димитрий Овечкин, иерей, священномученик
22 ноября Димитрий Русинов, протоиерей, священномученик
25 ноября Димитрий Розанов, иерей, священномученик
27 ноября Димитрий Беневоленский, протоиерей, священномученикДимитрий Лебедев, протоиерей, священномученикДимитрий Рудаков, иерей, священномученик
28 ноября Димитрий Дабудский, мученик
29 ноября Димитрий Спиридонов, мученик
2 декабря Димитрий Куклин, протоиерей, священномученик
10 декабря Димитрий Беляев, иерей, священномученик
14 декабря Димитрий Трисхалей
15 декабря Димитрий Благовещенский, иерей, священномученик
17 декабря Димитрий Неведомский, протоиерей, священномученик

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о Дне Ангела Дмитрия:

Источник: http://ikona-i-molitva.info/imeniny-dmitriya-po-cerkovnomu-kalendaryu/

Значение имени Дмитрий

1 июня Церковь совершает память благоверного князя Дмитрия Донского

Имя Дмитрий

По своему происхождению имя Дмитрий древнегреческое. «Δημήτριος» значит «посвященный богине плодородия Деметре», или «имеющий отношение к Деметре, Матери Земле». В силу происхождения имя Дмитрий получило самое широкое распространение, причем во многих языках оно имеет даже женский вариант: Дмитрия. Мы встречаем мужское имя Дмитрио у испанцев, португальцев, итальянцев, каталонцев и корсиканцев, Думитру — у румын и молдаван, Дёмётера — у венгров, и традиционное имя Дмитрий — у русских, поляков, чехов, болгар, сербов, украинцев, белорусов. В Греции, где особо почитается великомученик Дмитрий Солунский, имя Дмитрий наиболее популярно. Каждого четвертого мужчину в стране зовут Дмитрий.

В России пик популярности имени Дмитрий пришелся на 1982 год. Тогда по стране на каждые 10 тысяч новорожденных мальчиков 400 были названы Дмитриями. За последние тридцать лет интерес к этому имени стабильно высокий. Несмотря на меняющуюся моду, родители в нашей стране по-прежнему и с удовольствием называют сыновей Дмитриями, Димами, Митями. Поэтому имя Дмитрий в рейтинге популярности не опускается ниже четвертого пункта.

Впрочем, это не удивительно, ведь имя Дмитрий в России на протяжении многих столетий было княжеским, царским, ассоциировалось с могучей человеческой силой и воинской славой.

Одной из ярчайших фигур русской истории по сей день остается победитель войска Мамая, благоверный князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. Его память Русская Православная Церковь совершает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Донской

Он получил московский княжеский престол, когда ему едва исполнилось девять лет. За тридцать лет своего правления (умер 1 июня, или 19 мая ст.ст, 1389 года) фактически исполнил миссию «первого русского царя», стремящегося в своей политике к объединению и образованию Московского царства.

Его воспитывал умнейший человек своего времени московский митрополит Алексей, а духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский. Еще будучи малолетним юношей, он ездил в Орду за великокняжеским ярлыком. Там он соприкоснулся с миром лжи, смуты, распрей и раздоров. Но несмотря на это не утратил ни терпения, ни смирения, возрос в мужестве, мудрости и милосердии.

Первый свой поход Дмитрий предпринял в тринадцать лет, когда оружием ему пришлось доказать свои претензии на власть. Его соперником был суздальский князь, желавший помешать Дмитрию венчаться на великое княжество. Но увидев многочисленные войска князя Дмитрия Ивановича, суздальский князь отступил. В 1366 году, упрочивая свое положение, великий князь Дмитрий венчался на дочери своего бывшего соперника, суздальской княжне Евдокии. В браке, который был освящен необыкновенной любовью обоих супругов к Богу, как пишет житие, родилось двенадцать детей.

Все годы своего правления Дмитрию Ивановичу приходилось отстаивать свое право на власть и бороться за нее, отражая то нападения литовских войск с Запада, то татарской орды с Востока. Он был мудрым дипломатом, а когда требовалось — отважным воином.

В 1378 году он разбил огромное войско Мамая на реке Воже. Эта битва стала репетицией перед еще более колоссальным сражением, которое произошло спустя два года между реками Непрядвой и Доном.

Преподобный Сергий Радонежский благословил иконой Божией Матери объединенные войска под командованием князя Дмитрия отправиться в поход против Орды. 8 сентября (21 сентября) 1380 года в устье реки Непрядвы на Куликовом поле русские полки нанесли войску Мамая сокрушительный удар. Как говорит житие, князь сражался в латах простого воина, а на его коне, в великокняжеских доспехах командовал войском боярин Михаил Бренко. В жестокой битве, после которой татары с позором бежали, побросав свои обозы, боярин Михаил Бренко был убит, а князь Дмитрий Иванович тяжело раненен. После битвы его нашли войны-костромичи. Князя Дмитрия и икону после победы у Дона стали называть Донскими. С тех пор Донской иконе Божией Матери молились каждый раз, когда стране грозила опасность.

Из ста пятидесяти тысяч воинов домой вернулось всего сорок тысяч. Очевидно было, что битва, сокрушившая татар, нанесла колоссальный урон русскому воинству и ослабила Москву. Появились разногласия между князем и боярами. Это сыграло на руку хану Тохтамышу, который в 1382 году разорил и сжег Москву.

После этого князю Дмитрию приходилось еще не раз браться за оружие, отражая нападения то одного, то другого соседа. Однако даже на этом фоне он проявлял себя как истинный христианин. Был милостив и богобоязненен, был благочестивым и ревностным христианином, строил монастыри и храмы (Успенский Стромынский монастырь, Николо-Угрешский и Голутвинский монастыри под Москвой, Рождества Богородицы на Куликовом поле) и всегда прибегал к духовной помощи и поддержке своего наставника преподобного Сергия Радонежского.

Кончина князя Дмитрия Донского 1 июня 1389 года стала для многих личным горем, так любили этого справедливого, мудрого и доброго князя. На смертном одре он обратился к своим ближним и боярам со словами: «Бог мира да будет с вами!»

Великий князь был погребен в Архангельском соборе московского Кремля рядом с гробницами отца, деда и прадеда. На отпевании о князе молился и плакал преподобный Сергий Радонежский.

Благоверный князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых 600 лет спустя после своей кончины, в год тысячелетия Крещения Руси, в мае 1988 года. День памяти святого князя Дмитрия Донского Русская Православная Церковь отмечает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Солунский

Святой Дмитрий Солунский широко почитается христианами всего мира, а с момента крещения Руси — и у нас в стране. Многие из русских князей были названы в честь Великомученика Дмитрия. Среди них и благоверный князь Дмитрий Донской. Икону любимого святого, своего небесного покровителя, главную святыню Дмитривского собора, великий князь перенес из Владимира в Москву накануне Куликовской битвы.

Дмитрий Солунский родился в конце III века семье вельможи, состоявшего в должности проконсула Рима в Фессалониках. Семья тайно исповедовала христианство. Тайно же, в домовой церкви, Дмитрий был крещен. С детства воспитывался в христианском благочестии и страхе Божием. Когда в 305 году отец его скончался, император Галерий Максимиан, вступивший незадолго до этого на престол, повелел сыну проконсула занять должность отца. Юноша, который только достиг совершеннолетия, был вызван в Рим. Убедившись в образованности и мужественности, административных способностях Дмитрия, император рассчитывал, что талантливый юноша сумеет грамотно управлять провинций от лица Рима, и станет не только защищать город от нападения варваров (прежде всего славян), но и истреблять христиан. Однако в последнем император жестоко ошибся. Вернувшись из Рима, Дмитрий тут же открыто объявил себя христианином и начал проповедь. Вопреки повелению императора «казнить каждого, кто призывает имя Христа», Дмитрий боролся с язычеством и идолопоклонниками, многих обращал в христианство. Он стал «вторым апостолом Павлом», как пишет о нем составитель его жития Метофраст, потому что община верующих в городе при нем стала стремительно расти.

Когда император узнал о своей ошибке, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода, бывшего в Причерноморье, он повел войска через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом-христианином. Святой Дмитрий, узнав, что император приближается к городу, велел слуге раздать все свое богатство нищим со словами: «Раздадим богатство земное и будем искать себе богатства небесного».

Перед императором святой Дмитрий также объявил себя христианином, открыто обличал язычество, за что был отправлен в тюрьму дожидаться казни.

Император любил тешить себя гладиаторскими боями. Особенно его восхищала сила и красота германца Лия, который легко расправлялся с соперниками-христианами, сбрасывая их на копья. К святому Дмитрию в тюрьму пришел его ученик, юноша-христианин Нестор, который просил святого Дмитрия молиться о нем и благословить сразиться с гладиатором Лием.

На арене Нестор не просто одолел гладиатора, но передал его смерти, сбросив на копья. Император вознегодовал и немедленно казнил Нестора. А узнав, что его наставником был святой Дмитрий, отправил к последнему убийц. Утром 8 ноября (26 октября по ст.стилю) 306 года воины закололи копьями безоружного Дмитрия.

Его слуга Лупп собрал кровь святого полотенцем, а императорский перстень, снявши с руки святого, омочил в крови мученика. Впоследствии от этих вещей совершалось немало чудес и исцелений.

По приказанию императора тело святого Дмитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христианам удалось спрятать тело святого и тайно похоронить.

Много лет спустя Император Константин повелел воздвигнуть над могилой святого Дмитрия храм. А еще через сто лет, при строительство уже новой церкви, мощи святого Дмитрия Солунского были обретены нетленными и помещены в раку. В VII веке мощи неожиданно стали источать миро. С тех пор в церковной традиции принято именовать Великомученика Дмитрия Солунского Мироточивым.

Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота — это день (накануне 8 ноября, когда совершается память св. Дмитрия Солунского) всеобщего поминовения «от века преставльшихся православных христиан» и прежде всего воинов. В народном календаре Дмитриевская суббота считалась последней в году и главной родительской субботой. Считается, что поминать погибших воинов в этот день стало принято благодаря князю Дмитрию Донскому, обратившемуся к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой служить впредь панихиды по погибшим на Куликовом поле воинам. Впрочем, прямых документальных доказательств тому нет, если не считать сюжета о княжеской просьбе в «Сказании о Мамаевом побоище». Это «Сказание» находится в составе Никоновской летописи, датированной серединой XVI века. Однако в уставных новгородских книгах уже в XV веке мы встречаем дмитриевскую субботу, как день всеобщего поминовения воинов, что косвенно подтверждает теорию об установлении такого ее значения еще во времена благоверного князя Дмитрия Донского. Как бы то ни было, поминовение усопших воинов в дмитриевскую субботу было как минимум народной традицией.

Однако к концу XIX века мнение о связи дмитриевской субботы с Куликовской битвой стало широкого распространено. И 22 августа 1903 года император Николай II издал указ, установивший совершать в воинских частях панихиды по усопшим войнам «за веру, царя и отечество на поле брани живот свой положившим».

Тропарь благоверного князя Димитрия

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Источник: http://foma.ru/znachenie-imeni-dmitrij.html

Читайте также:  12 обрядов на удачу и правила их проведения
Adblock
detector