Кому подойдет йога айенгара

Йогические практики пришли к нам с Востока и распространились с невероятной скоростью. Нельзя с точностью сказать, сколько видов йоги существует, потому что границы человеческого тела непредсказуемы. Разберем подробнее йогу Айенгара, которая является разновидностью Хатха йоги.

История

Йога Айенгара зародилась в двадцатом веке в Индии, и названа в честь основателя этого направления. Беллур Кришнамачар Сундарарадж Айенгар отдавал предпочтение динамической йоги.

Со временем у него возникли проблемы со здоровьем, и занятия йогой стали труднодоступными. Поэтому Айенгару пришлось изучать всевозможные существующие техники, привнося свои дополнения и коррективы.

Таким образом, он стремился создать универсальный способ йоги, который подходил бы для людей, имеющих заболевания, любой возрастной группы с разными физическими данными. Череда опытов и экспериментов привела Айнгара к созданию собственной техники йоги, в 1975 в Пуни был основан «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара».

Особенности

Обратим внимание на специфические свойства йоги Айенгара, благодаря которым она получила большую популярность.

Йога Айенгара универсальна. Она подходит для людей всех возрастных категорий, в независимости от уровня подготовки, гибкости, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей человека. Она сама подстраивается под человека, а не наоборот.

Основа – изучение и практика поз йоги. Причем асаны выполняются строго статично. Человек замирает в позе на определенное время.

Асаны имеют четкую последовательность, и правила выполнения, нарушение которых не принесет пользу организму.

В комплексе йоги Айенгара более 200 асан, каждая опробована основателем практики.

Выполнение асан сопровождается специальным оборудованием – одеялами, кирпичами, ремнями, валиками, стульями. Айенгар обосновывал это тем, что человеку, имеющему проблемы со здоровьем, разнообразные средства помогут принять оптимальное положение телу, что облегчит выполнение асан.

Практика асан и пранаямы, сопровождаемая параллельным изучением философии йоги. Это воздействует на мироощущение индивида, способствует устранению разрушительных эмоций и мыслей человека, очищает его разум от негативного влияния. Всё это благотворно влияет на человеческий организм.

Йога Айенгара не только развивает и нормализует физические качества человека, но и приводит его к гармонии с самим собой, с другими людьми и всем окружающим миром.

Йога – путь к здоровью. Айенгар, практикуя свою духовную практику, избавился от многих болезней, потому что уделял особое внимание йога-терапии. Йога Айенгара нацелена на устранение симптомов простуды, на облегчение состояния при гастрите, колите, на выпрямление осанки и борьбе с другими заболеваниями.

Принцип «одна неделя – одна группа асан«.

Йога Айенгара включает в себя особую группу программ, разработанных специально для женщин. У женщин более ярко выражен эмоциональный фон, чем у мужчин, отличия заключаются и в строение организма. Так, появились определенные упражнения, которые направлены на сохранение молодости кожи и тела.

Главное и единственное отличие Йоги Айенгара от Хатха-йоги заключается в детальной постройке асан, которая достигается путем использования дополнительных средств (валик, ремни, . ), и благодаря им становится возможной для всех.

Польза и противопоказания

Важным является тот факт, что йога Айенгара для начинающих не имеет никаких противопоказаний. Ей можно заниматься, если у вас проблемы с позвоночником, эндокринной системой, слабый иммунитет и многое другое. При невозможности выполнения определенной асаны, тренер легко подберет другую позу, не уступающую в эффективности.

Существуют исключения для женщин на перевернутые асаны во время менструального цикла.

Несмотря на всю пользу и отсутствие противопоказаний необходимо обратить внимание на следующие предупреждения, чтобы избежать травмоопасных ситуаций.

Позы выполняются аккуратно, без перенапряжения мышц.

Перед началом занятий обязательно провидите растяжку.

Не переусердствуйте. Занимайтесь умеренное количество времени, и следите за общим состоянием.

Ежедневные занятия йогой Айенгара окажут положительные воздействия на весь организм.

Если вы негибкий человек, то ежедневные упражнения помогут добиться идеальной растяжки и укрепят мышцы.

Стимуляция и нормализация дыхания. Особенно ежедневные упражнения помогут людям, которые страдают астмой. Дыхательная система будет укрепляться, а симптомы болезни существенно уменьшатся.

Красивая осанка, и выпрямление позвоночника.

Снятие стресса и умственного напряжения, полученного в течение дня.

Обеспечение крепкого сна тем, кто борется с бессонницей.

Замедление процессов старения организма.

Практика

Йога Айенгара включает в себя три уровня сложности, деление которых зависит от подготовки человека. Каждый имеет свои характеристики.

Начальный уровень

На нем новички обучаются релаксации, тренер детально объясняет, как принимать асаны айенгара йоги в разных положениях. Здесь же идет подготовка к перевернутым позам.

Основной уровень

Продолжается овладение позами, начинается переход к технически-сложным элементам. Закладывается фундамент знаний к освоению пранаямы.

Интенсивный уровень

Ученики свободно выполняют перевернутые позы: стойка на голове и предплечье. Осваивают глубокие прогибы, пранаяму.

Асаны

Йога Айенгара содержит в себе множество сложных асан, поэтому новичкам следует начать с базовых поз.

Врикшасана – тренирует мышцы ног, учит равновесию и устойчивости.

Вирабхадрасана 1 — борется с жировыми излишками на бедрах и ягодицах, придает спине, плечам и шеи гибкость.

Вирабхадрасана 2 — избавляет от судорог, совершенствует работоспособность внутренних органов, которые находятся в брюшной полости.

Уттхита Триконасана — работает с мышцами ног, раскрывает грудь, убирает боли в спинном отделе и шее.

Уттхита Паршваконасана — так же, как предыдущая укрепляет мышцы ноги, борется с суставной болью, раскрывает грудь, а кроме того эффективно борется с жировыми отложениями в области живота, улучшает работу желудочно-кишечного тракта.

Тадасана – помогает распределить весь всего тела на обе стопы одинаково, чтобы не заработать искривление позвоночника.

Паршваттанасана — избавляет от сутулости, делает кости позвоночника и таза гибкими, корректирует работу внутренних органов.

Саламба Сарвангасана — уделяет внимание недугам щитовидных желез, лечит бронхит и астму. Избавляет от головных спазмов, успокаивает нервную систему. Является действенным средством устранения запоров и других проблем по женской части.

Шавасана — расслабляет, и восстанавливает силы.

За труднопроизносимым понятием «йога Айенгара» скрывается оздоровительная духовная практика, подходящая абсолютно любому человеку. Если вы решили начать заниматься йогой, но при этом имеете проблемы со здоровьем или не уверены в своих физических данных, то йога Айенгара – йога, с которой следует начать свой путь.

Источник: http://mymind.yoga/vidy-yogi/yoga-ayengara.html

Йога Айенгара

Число приверженцев здорового образа жизни с каждым годом увеличивается, как и количество тех людей, которые выбирают лечение без таблеток. Для многих своеобразной «таблеткой» от имеющихся заболеваний стала практика «йоги» и в особенности один из ее видов, ориентированный на улучшение работы всего организма – Айенгар – йога.

Йога Айенгара и ее основатель

Айенгар-йога возникла на базе хатха-йоги в 1975 году, благодаря необходимости Беллура Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара избавиться от некоторых заболеваний. Будущий мастер йоги, изучив подробно древние трактаты, дополнил комплекс классической хатха-йоги множеством асан, таким образом, отсекая в некоторой степени духовную составляющую йоги, и одновременно делая особый упор на физиологию и здоровье.

В комплексе йога Аенгара представлено около 250 асан, каждая из которых испробована гуру лично и имеет четкое направленное воздействие на работу внутренних органов. К слову сказать, Сундарараджи Айенгар, прожил до 95 лет и до последних дней своих жизни практиковал йогу сам и обучал ей желающих.

История распространения учения

Конечно, разрабатывая йогопрактику восстановления организма, сам гуру и не предполагал, что его учение приобретет такую популярность по всему миру. Более того, труды Шри Кришнамачарьи Айенгара изложен в таких книгах, как «Свет жизни:йога», «Искусство йоги», «Дерево йоги», «Прояснение пранаямы» и некоторых других. Занимаясь преподаванием йоги, гуру и не подозревал, что его метод обретет столько последователей и сама практика станет одним из популярных видов йоги даже в России.

По свидетельствам учеником Айенгара, будучи молодым, он увлекался более динамичной и тяжелой для тела практикой, благодаря чему появилась Аштанга-Виньяса-йога, выделенная в качестве самостоятельной практики по методу Айенгара учеником гуру – Патабхи Джойса. Со временем, Шри Кришнамачарьи, осознав, что такая довольно жесткая практика, к большому сожалению, доступна не многим, а лишь хорошо физически подготовленным воинам, йога Айенгара трансформировалась в более медленную, медитативную практику.

Что такое Йога Айенгара

Основы йоги Айенгара описаны детально в книге гуру «Пояснения йоги», согласно которым наиболее важным во время занятий представляется положение тела – оно должно быть расслабленным и в таком случае можно говорить о правильности выполнения асаны. Характерно, что йога Айенгара имеет несколько уровней, что позволяет заниматься людям с разной степенью подготовки – от новичков до мастеров йоги.

Благодаря особому методу использования различных подручных средств во время занятий удается существенно понизить мышечную нагрузку, что позволяет усилить эффективность занятий за счет большего расслабления тела. К такого рода предметам можно отнести:

  • кирпичи;
  • деревянные брусья разных размеров;
  • подушки и валики;
  • ремни;
  • стулья;
  • одеяла.

Представленный инвентарь позволяет даже новичкам в небольшие сроки усвоить базовые асаны йоги Айенгара.

Особенности йоги Айенгары

Одна из наиболее важных особенность Айенгар-йоги, отличающая данный ее вид от многих других – это медитация, достигаемая не по окончании всего комплекса, а в процессе его выполнения, так называемая медитация действия. Сущность ее проявляется в том, что человек, находясь в асанах, параллельно пытается осознать те участки тела, на которые опирается данная поза. Если сначала для сознания представляется большой сложностью достижение концентрации на разных частях тела, то постепенно, по мере углубления в практику, человек начинает осознавать все тело одновременно, приобретая целостное восприятие. Таким образом, сознание со временем научается входить в медитативное состояние.

Говоря о других особенностях йоги Айенгара, следует отметить, что они проявляются:

  • в статичном выполнении асан при помощи всевозможных приспособлений (ремни, валики и другое);
  • постепенном освоении практики от простых асан к более сложным, увеличивая также время пребывания в асане;
  • чередовании стоячих асан, поз, основанных на прогибах и наклонах, асан на баланс и скруток;
  • уделении особого внимания перевернутым позам;
  • равномерном расслаблении и вытяжении тела во время пребывания в асане;
  • детальном объяснении каждой позы во время занятий;
  • выравнивании тела в процессе занятий, придания ему симметричности, гибкости и силы, что одновременно влечет за собой также и изменения на уровне энергетики тела.

Перечисленные выше особенности Айенгар-йоги говорят об индивидуальном подходе к каждому конкретному человеку на протяжении занятий, что делает данную практику, в сравнении с другими, более доступной.

Преимущества практики

В сравнении с классической йогой, Айенгар-йога имеет некоторые преимущества. Одно из важнейших проявляется в том, что данный вид йоги позволяет быстрее достигнуть правильного выполнения асан, благодаря используемому инвентарю, снимающему излишнее напряжение с тела. Другие преимущества йоги айенгара касаются главным образом воздействия на организм человека, среди них такие, как:

  • улучшение состояния организма;
  • укрепление костно-мышечной системы;
  • улучшение работы сердца;
  • нормализация нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • избавление от боли в спине и других мышечных болей;
  • стабилизация гормонального фона;
  • повышение выносливости, концентрации, гибкости.

Кроме выше перечисленного, стоит отметить, что данный вид йоги повышает стрессоустойчивость, улучшает взаимоотношения и избавляет от вредных привычек.

Методы снижения нагрузки на мышцы

Как уже говорилось выше, благодаря использованию некоторого оборудования, техника выполнения асан становится значительно проще. Дело в том, что основу данного вида йоги изначально составляли стоячие позы, но без специальной подготовки их выполнение может быть затруднено, однако при использовании ремня, который одевается на ступни, выполнить наклон и дотянуться до кончиков пальцев руками становится в разы проще.

Причина такого упрощения кроется в том, что используемый инвентарь снимает излишнее мышечное напряжение, вследствие чего тело расслабляется, и необходимое положение в асане достигается быстрее.

Ощущения и эффект

Уже с первых занятий можно ощутить, как меняется состояние человека, как физическое, так и психологическое. Снимается утомляемость, повышается работоспособность, улучшается настроение. Если говорить о физиологических составляющих, то самое первое, что можно отметить – меняется цвет кожи, улучшается пищеварение и меняются вкусовые предпочтения в пользу правильного питания.

Читайте также:  5 слов-паролей для достижения любой цели

По мнению многих женщин, йога Айенгара не только помогает похудеть (тот факт, что уже привлекает многих заниматься йогой), но и избавляет от проблем с репродуктивной системой, налаживает работу женских органов и способствует наступлению беременности.

Методика использования опор

Уникальность Айенгар-йоге придают так называемые опоры, внедренные в данную практику. Тем, кто давно практикует йогу, известно, что неверное выполнение асан уменьшает оздоравливающий эффект. В учении Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара методом постоянных практик удалось решить эту проблему при помощи использования подручного инвентаря. К примеру, для постепенного привыкания мышц и связок к нахождению в асане, используется ремень. При помощи него можно улучшить пребывание в таких позах, как:

  • гомукхасане;
  • пашчимоттаносане;
  • эка пада раджак апотасане.

В пашчимоттаносане также часто используют брусья и даже кирпичи. Невысокие подушки, валики и одеяла используют в супта баддха коносане, сукхсане, швасане, с помощью них снимается напряжение в поясничном отделе. В целом благодаря всем используемым подручным средствам йога Айенгара – одна из самых комфортных практик.

Кому подойдет

Йога Айенгара одна из тех разновидностей йоги, которая подходит практически каждому, независимо от состояния здоровья (за редкими исключениями). Особо рекомендована она тем, кто:

  • испытывает проблемы со здоровьем;
  • имеет слабый иммунитет;
  • никогда ранее не практиковал ни один вид йоги;
  • имеет плохую физическую подготовку и растяжку.

Имея какие-либо травмы в прошлом или хронические заболевания, необходимо сказать это наставнику, чтобы он мог сделать индивидуальную корректировку занятий.

Польза и эффект от занятий

Конечно, о пользе практики йоги уже многое сказано, тем не менее, не будет лишним сказать о том, что занятия по методу Айенгара:

  • повышают жизненный тонус;
  • хорошо влияют на общее физическое, внешнее и психологическое состояние человека;
  • являются хорошей профилактикой сколиоза и любых заболеваний, связанных с позвоночником;
  • делают суставы подвижными, а мышцы гибкими;
  • приводят давление в норму;
  • повышают защитные функции организма;
  • препятствуют появлению стрессов и депрессий;
  • нормализуют сон;
  • способствуют общей позитивной направленности личности.

Йога Айенгара для начинающих

Для начинающих йога по методу Айенгара удобна, прежде всего, потому, что только начавшему практиковать, важно понять работу тела в асане, а в данном виде йоге как раз имеет место четкое построение каждой позы. Также большое внимание уделяет тренер контролю сознания во время занятий. Такая детальная проработка позволяет глубже понять суть асан и быстрее войти в йогу.

Занятия в студии выстроены ступенчато, что позволяет в индивидуальном ритме продвигаться от простых асан к более сложным, параллельно осваивая техники пранаямы и медитации. В домашних условиях проводить занятия данным видом йоги довольно сложно из-за различных необходимых для практики приспособлений, в первую очередь. Но, нет ничего невозможного, ведь если есть желание практиковать йогу, то простые в обиходе вещи, такие как стул, диванные подушки и валики, можно переквалифицировать в инструментарий для йоги.

Кроме того, тому, кто мало знаком с йогой, необходимо знать, что существует небольшие противопоказания к занятиям, такие как температура, наличие простудных заболеваний или обострение хронических. Для женщин периодами ограничения в занятиях является менструация и беременность.

Экипировка

Один из немаловажных моментов, который следует изучить прежде, чем приступить к занятиям – вопрос экипировки. Для занятий йогой придется обзавестись:

  • специальным ковриком;
  • удобной обувью;
  • полотенцем, пледом и подушками;
  • стульями.

При выборе правильной одежды для занятий следует учитывать, что она не должна стеснять движения и должна быть эластичной. Также для тренировок лучше выбрать облегающий комплект, состоящий из майки либо футболки и лосин. Очень важно, чтобы материал, из которого изготовлена одежда для занятий был натуральным. В плане цвета лучше выбрать одежду не очень яркую, чтобы при занятиях в студии она не отвлекала других. Также стоит уделить внимание тому, чтобы на одежде не было (либо было по минимуму) пуговиц, молний и других элементов одежды, которые на занятиях могут травмировать.

Хорошим помощником в подборе всего необходимого для занятий могут стать магазины, специализирующиеся на спортивных товарах, либо даже на товарах для практики йоги. Среди последних существуют и интернет-магазины. Кроме того, можно прибегнуть к помощи тренера в вопросе экипировки, часто этот человек может рассказать, где и что необходимо приобрести.

Техники медитации

Стоит сказать, что согласно методу Айенгара, медитация не выделяется как отдельная практика из йоги, да и вообще из жизни. Гуру считал, что осознанный подход к окружающему миру и есть непрекращающаяся медитация. Это означает, что войдя в медитативное состояние необходимо жить в нем постоянно. Ровно такой же подход касается и Айенгар-йоги, когда медитация не является завершением всех асан, а сопровождает совершенно все асаны, помогая освободить ум во время практики и благодаря чистоте сознания добиваться осознанности.

При таком подходе Айенгар не отрицал и тот факт, что медитация, равно как и йога, имеет свои ступени постижения, продвигаться по которым можно лишь медленно, поэтапно осваиваю технику.

Йога Айенгара для женщин

Необходимо сказать, что существует отдельная школа Айенгар-йоги для женщин, ее автором является последовательница учения Айенгара, его дочь – Гита, которая с детских лет посещала занятия йогой, которые проводил отец, и хорошо владела и теорией, и практикой.

Гита Айенгар выделила важные в жизни женщины циклы, такие, как:

  • половое созревание;
  • менструации;
  • период беременности;
  • наступление менопаузы.

В соответствии с этими периодами для практики подбираются свои асаны. Существует предположение о том, что слишком интенсивные занятия йогой из-за воздействия практики йоги на гормональный фон приводят женщину к раннему климаксу. По этой причине Гита советует заниматься йогой постепенно, не перегружаясь, а в особые периоды, такие как зачатие или беременность, необходимо правильно выбирать асаны, ведь некоторые из них препятствуют зачатию или хуже того, могут спровоцировать выкидыш.

Источник: http://yoga24.info/shkoly-i-napravleniya/ioga-aiengara.html

Йога Айенгара

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой — подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара — основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы — с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны — это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума — с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, — говорит мастер. — Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога — путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога — нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека — на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» — так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Читайте также:  Деньги пятитысячные купюры много

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» — вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), — которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю — Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» — такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой — занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума — тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, — вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, — говорил Айенгар. — Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание — действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: «Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки». Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый — когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок — относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное — искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, — размышлял Айенгар на эту тему. — Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги — видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы — те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь — так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Читайте также:  Какие знаки зодиака называют Мутабельными

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека — служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Источник: http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/yoga-ayengara/

Йога Айенгара что это: полная инструкция для начинающих

Одно из популярнейших направлений йоги в мире – йога Айенгара имеет миллионы последователей. Такое распространение этот стиль хатха-йоги получил благодаря хорошо проработанной системе асан. Упражнения точно выверены, адаптируются под любые возможности и способны принести максимальную эффективность в оздоровлении и развитии гибкости даже тем, кто никогда не занимался йогой. Быстрый прогресс в освоении асан, развитии всех связок и мышц, выправлении осанки достигается благодаря методу использования специального инвентаря или любых подручных предметов. Если вы решили получить от йоги пользу для своего здоровья и улучшения в жизни, обязательно прочитайте, что такое йога Айенгара и что она дает.

Видео уроки и практические комплексы собраны в статье: Йога Айенгара для начинающих в домашних условиях

Содержание:

Кто такой Айенгар

Б.К.С. Айенгар родился 14 декабря 1918 года. Айенгар преподавал йогу более 70 лет и стал одним из самых ярких мастеров йоги в мире за всю историю.

Он начал заниматься йогой в подростковом возрасте, пытаясь улучшить свое здоровье после заражения туберкулезом. Первым учителем 15-летнего Айенгара стал его зять – известный йог Кришнамачарья. Сам Айенгар начал преподавать йогу в 1936 году. Когда индийская йога стала популярной у американских и европейских искателей в 1960-х годах, метод Айенгара приобрел широкую известность на Западе. В 1975 году он основал свою школу — Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгара (названный в честь его жены) в индийском городе Пуна. Эта школа стала мировым центром популяризации йоги. Будучи одним из первых учителей, которые начали обучать йоге жителей Запада, Айенгар внес неоценимый вклад в современную практику йоги. Он умер 20 августа 2014 года в возрасте 95 лет. Его сын Прашант и дочь Гита в настоящее время управляют центром RIMYI.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Йога по методу Айенгара: реквизит и выравнивание

Йога Айенгара — это стиль хатха-йоги, основанный на физическом выравнивании тела в позах. Немалое внимание уделяется также успокоению ума и дыхания. Безупречному техничному выполнению асан придается первостепенное значение в методе Айенгара. В этом стиле учат, что существует правильный способ выполнения каждой позы и что каждый студент сможет однажды достичь идеальных поз посредством последовательной практики. Айенгар считал, что как только в теле учащегося будет достигнут баланс, он вскоре отразится и в уме. На самом деле после искусно выстроенного занятия чувствуется внутренняя гармония и тишина внутри.

Одним из главных новшеств Айенгара было использование специального реквизита для помощи в достижении идеальной формы асан. Сегодня в студиях йоги довольно часто можно увидеть одеяла, блоки, ремни, подушки, стулья и подушки. Использование этого инвентаря является сравнительно новым решением в истории йоги и происходит непосредственно от Айенгара. Цель вспомогательных предметов состоит в том, чтобы помочь практикующим выровнять тело подобающим образом.

Особенности йоги Айенгара

Обычно занятие начинается с короткой медитации. Медитативные практики дают время, чтобы настроиться, успокоить ума, выровнять дыхание и приготовиться к продуктивному занятию. Во время настройки, часто практикующие повторяют слова благодарности всем, кто принес эту практику. Затем идет комплекс физических асан, во время которых также уделяется внимание успокоению дыхания и ума. Основная работа в асане направлена на достижение идеальной позы тела. Заканчивается занятие йогой Айенгара обычно позой шавасана, в которой практикующие лежат на спине свободно раскинув руки и ноги и отдыхают, восстанавливая силы.

Как использовать реквизит в традиции Айенгара

В качестве примера давайте рассмотрим позу треугольника — триконасану. В идеальном исполнении этой позы ваша ладонь опирается на пол рядом со стопой передней ноги. Но что, если вам трудно или невозможно дотянуться рукой до пола, не теряя раскрытия грудной клетки и плечевого пояса, что является одной из основных целей позы треугольника? По мнению Айенгара, выравнивание плеч в одну прямую вертикальную линию должно облегчаться использованием блока для опоры руки, пока тело не станет достаточно гибким. Это один из способов, с помощью которых метод Айенгара делает йогу более доступной для широкого круга людей. Инвентарь используется для адаптации тела к правильному выравниванию, и может быть использован в соответствии с физическими возможностями обучающегося.

Потоки и йога Айенгара

Поток Виньяса — это термин, используемый в йоге для описания плавного текучего перехода из одной позы в другую в сочетании с вдохами и выдохами. В стиле йоги Айенгара потоки практикуются редко. Вместо этого позы удерживаются в течение более длительных периодов, для отстройки правильной формы. Поэтому йога Айенгара не так интенсивна тренирует сердечно-сосудистую систему, как более динамичные стили, такие как Аштанга йога. Удерживание поз, однако, требует больших усилий, повышает физическую силу и отлично подходит для развития гибкости. Отсутствие потоков виньясы — еще одна причина, по которой метод Айенгара делает йогу доступной для широкого круга людей. Это отличная практика для начинающих, которые физически не способны выполнять плавные динамичные последовательности. Эти преимущества делают метод Айенгара одним из самых популярных стилей йоги в мире.

Подходит ли вам йога Айенгара?

Йога Айенгара предназначена для всех, независимо от возраста, пола, здоровья, религии и жизненных обстоятельств.

Йога Айенгара подходит начинающим, потому что упражнения в этом стиле гибко адаптируются под любые возможности. Но не думайте, что уроки будут легкими.

Сертифицированные преподаватели йоги Айенгара знают, как обучать студентов любого возраста и любой физической подготовленности. Работа преподавателя – помочь вам начать практику с того уровня, где вы находитесь. Опытные учителя имеют хорошую подготовку и непосредственный личный опыт практики йоги. Поэтому рекомендуется начинать заниматься йогой в йога классах под присмотром инструктора.

С первого занятия йога Айенгара развивает силу, выносливость, координацию и гибкость. В этом направлении используется безопасное и систематическое физическое развитие. Практикующие постепенно переходят от самых простых поз до продвинутых асан в течение нескольких лет.

Метод Айенгара также очень привлекателен для более продвинутых йогов, которые очень дотошны, техничны, интересуются анатомией и ценят тонкие движения в теле. Даже если вы никогда не посетите урок по йоге Айенгара, влияние этого направления сегодня настолько широко распространилось, что вы наверняка столкнетесь с принципами Айенгара по использованию реквизита в любых других направлениях йоги.

Преимущества практики йоги Айенгара

Регулярная практика развивает физическое, умственное и духовное благополучие. Асаны чрезвычайно полезны для предотвращения травм, а также для улучшения здоровья.

Практика йоги поможет:

  • Мобилизовать суставы и укрепить мышцы
  • Улучшить координацию движений и баланс
  • Увеличить гибкость и подвижность
  • Улучшить осанку и исправить смещения
  • Исправить нарушения кровообращения и гормональный дисбаланс
  • Повысить спортивные результаты и улучшить время восстановления

Йога помогает решить проблемы психического здоровья, такие как стресс, депрессия и беспокойство, развивает самосознание и помогает в саморазвитии. В конечном счете, считается, что йога может помочь человеку достичь высшей духовной реализации.

Книги Айенгара

Развивая свой стиль йоги, Айенгар написал несколько серьезных книг, которые пользуются большим уважением и стали классическими текстами йоги. Главным произведением считается книга «Прояснение йоги», впервые опубликованная в 1966 году. В книге приводятся сотни поз йоги с описанием и иллюстрациями, а также много техник дыхания. Другие важные книги Айенгара это «Прояснение пранаямы» — труд, посвященный работе с дыханием, и «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», интерпретированный перевод древних йога-сутр, из которых Айенгар извлек философскую основу для своего метода йоги. Его последняя книга «Свет жизни» посвящена ментальным и духовным аспектам йоги.

Духовный аспект йоги Айенгара

Практические видео уроки и комплексы по йоге для Айенгара смотрите в статье: Йога Айенгара для начинающих в домашних условиях

Слово «йога» происходит от санскритского слова «юдж», означающего «иго, соединение или объединение». Под этим подразумевается объединение тела с разумом и разумом с душой — для достижения счастливой и сбалансированной жизни. В более глубоком смысле йога – это слияние отдельного внутреннего «я» с вечной истинной природой.

В Индии йога является одной из шести ветвей классической философии, и истоки йоги происходят из устных традиций йогов, где знание передавалось от гуру (духовного учителя) к духовному ученику. Легенда гласит, что знание йоги было впервые передано Господом Шивой его жене Парвати и оттуда к другим людям.

Согласно «Йога-сутрам Патанджали» (196 афоризмов, написанных около 2-го века до н.э.), конечная цель йоги — достичь духовного освобождения или абсолютной свободы. Тогда человек освобождается от цепей причин и следствий (кармы), которые связывают нас с миром.

Поэтому йога — это духовный поиск, путешествие, которое ведет к здоровью, счастью, спокойствию и знаниям.

Множество направлений философии и методологии йоги были объединены и представлены мудрецом Патанджали в его наборе из 196 афоризмов под названием «Йога-сутры», написанном около 2200 лет назад, но которые все еще актуальны и по сей день. В йоге есть 8 дисциплин, описанных Патанджали. По его словам, если практиковать и совершенствовать эти дисциплины, можно достичь конечной цели йоги: духовного освобождения.

8 частей йоги

Яма — принципы этики: ненасилие, правдивость, не воровство, сексуальная сдержанность и непримиримость.

Нияма — Принципы поведения: чистота, удовлетворенность, интенсивное посвящение или аскетизм, изучение себя и священных писаний и самоотдача.

Асана — практика физических поз.

Пранаяма – контроль дыхания.

Пратьяхара — контроль чувств.

Дхарана – концентрация внимания.

Дхьяна – медитация и созерцание.

Самадхи — состояние высшего сознания, когда чувство я (эго) растворяется в объекте медитации, а индивидуальное Я существует в своей собственной чистой природе.

Эти сутры были и остаются самым глубоким и информативным исследованием человеческой психики.

Б.К.С. Айенгар был одним из нескольких современных авторов, который благодаря своей собственной практике и опыту перевел и адаптировал сутры с оригинального санскрита в своей книге «Свет йога-сутр Патанджали».

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Источник: http://yogalib.ru/yoga-ayengara/

Adblock
detector