Научи меня молиться

«Научи меня молиться. Сам во мне молись»: кто на самом деле написал эту известную молитву?

Молитва, надписанная именем святителя Филарета Московского – наверное, одна из самых известных и любимых в православной среде. Ее можно найти почти в любом молитвослове, она часто соседствует с такими широко распространенными прошениями к Богу, как, например, великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина или молитва Оптинских старцев на начало дня. Однако немногие знают, что на самом деле эту молитву сложил вовсе не святитель Филарет. Но кто же? Давайте разбираться.

Для начала вспомним, как звучит молитва, часто приписываемая святителю Филарету:

«Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

А теперь прочтите текст человека, который родился на 130 лет раньше святителя Филарета — французского католического писателя и богослова, архиепископа Камбрийского Франсуа де Салиньяка де ла Мот Фенелона*:

«Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели как я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны, воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; утишай или возставляй меня; я чту все Твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня инаго желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молитися; молися Сам во мне».

* Цитируется по книге «Многiя важныя разсужденiя и наставленiя о благочестiи, нравахъ и внутренней жизни хрiстiанъ», изданнной в 1799 году московской губернской типографией А. Решетникова. В одном месте этой книги (часть вторая, страница 184) Фенелон обращается к словам апостолов ко Христу: Научи нас молиться (Лк. 11: 1) – и далее помещает цитируемый нами фрагмент «О том, что един Бог может научить молиться».

При сравнении этого текста с «ежедневной молитвой святителя Филарета» становится совершенно очевидно, что молитва эта целиком позаимствована у Фенелона, а святитель сделал лишь перевод и небольшую редактуру!

Как это могло получиться?

В эпоху царствования Александра I – а годы зрелости святителя Филарета пришлись как раз на его правление, первую четверть XIX века, – популярным чтением в России были переводы сочинений западных авторов. Одним из таких авторов был Фенелон.

Хотя жил он столетием раньше (1651-1715), в России его сочинения стали пользоваться успехом именно в конце XVIII – начале XIX века, с возникновением осознанного спроса на западное образование. Неоднократно переводили и издавали, к примеру, роман Фенелона «Приключения Телемака» (о странствиях сына Одиссея) и трактат «О воспитании девиц». Духовные его сочинения перекладывал на русский язык, например, Евгений Болховитинов, будущий митрополит Киевский и Галицкий, один из идеологов реформы российского духовного образования начала XIX века – об этом пишет автор книги «Русское богословие: очерки и портреты» Николай Гаврюшин. Фенелоном зачитывались профессора Московской духовной академии А.В.Горский (будущий сподвижник митрополита Филарета) и П.С.Казанский.

Звучит парадоксально, но литературное наследие епископа Камбрийского оказалось «важной страницей в истории русского религиозного сознания», заключает Гаврюшин.

Очевидно, что с литературным творчеством Фенелона был хорошо знаком и святитель Филарет. Вероятно, молитва французского епископа пришлась ему по сердцу, и он выписал ее для себя. А уже впоследствии почитатели таланта московского святителя, разбирая его записи и архивы, сочли эту молитву плодом его творчества.

Ошибиться было не так уж и сложно: ведь из-под руки митрополита Филарета в самом деле вышло немало молитвословий и богослужебных чинопоследований.

Возможно, он самостоятельно перевел молитву французского архиепископа и внес в нее отдельные коррективы (например, заменил «сына» на «раба») – но автором его он определенно не был.

Чем известен Фенелон?

Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг – «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» – Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил.

Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies — «отдых, покой»). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу – такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, – забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности.

Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями.

Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского.

Так могут ли православные молиться этой молитвой?

Конечно, да. В молитве, носящей имя святителя Филарета, нет ничего неправославного.

О том, что человек должен искать исполнения воли Божией, а не своей собственной, в один голос говорят все святые отцы. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу со словами: Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли (Мф. 6: 10). А что касается молитвы – сам апостол Павел говорит: Мы не знаем, о чем молиться, как дóлжно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).

И, безусловно, не стоит забывать о масштабе фигуры самого святителя Филарета – знаменитого проповедника и богослова, ставшего настоящим нравственным ориентиром своей эпохи, создателя и поныне самого авторитетного Катехизиса, главного инициатора работы по переводу Библии на русский язык (до середины XIX века у Библии в России имелся только церковнославянский перевод).

К слову митрополит Филарет относился в высшей степени уважительно: он вообще держался мнения о мистической силе слова как творческой силы Божией, о его глубокой связи с тем, что оно означает. И слова, включенные святителем Филаретом в его личное молитвенное правило, безусловно, заслуживают того, чтобы мы повторяли их вслед за ним.

Источник: http://foma.ru/nauchi-menya-molitsya-sam-vo-mne-molis-kto-na-samom-dele-napisal-etu-izvestnuyu-molitvu.html

Молитва Филарета Московского на каждый день: текст и смысл

Немало святых появилось на русской земле в 19 веке. Одним из них был благочестивый митрополит Филарет. Родился владыка в городе Коломна, все предки в роду имели духовный сан. Святитель получил отличное образование. Патриарх при жизни смог не возгордиться и сохранить евангельский дух.

Филарет составил много трудов — богословских и не только. Он написал толкования на книгу Бытия, сделал перевод акафиста Богородице. Его молитвенными обращениями к Богу было исцелено много народа. Прославился митрополит и просветительской деятельностью. Особую известность приобрела молитва Филарета Московского на каждый день.

Ежедневная молитва Филарета Московского

Сохранилась она Преданием русской православной церкви. Патриарх каждый день обращался в ней к Богу, преклоняя колени и вознося со смирением свой ум и сердце к горней обители.

Как и кому помогает

Ежедневная молитва святителя Филарета митрополита Московского используется верующими для выражения благодарности к Богу за все, что они имеют. Просить о благах не стоит — Господь сам знает все нужды человека. В случае необходимости обязательно пошлет человеку это.

Молитвенный обряд способен помочь избавиться даже от тяжелых заболеваний.

Читая молитву, необходимо понимать:

  • желаемое приходит не сразу;
  • иногда нужно подождать.

Правила чтения

Текст читается каждое утро с чистыми помыслами. Моление необходимо проводить в течении всей жизни. Главное, молиться с искренней верой и пониманием смысла. Тогда наступит Божья милость и благодать.

Текст молитвы

Молитва имеет глубокий смысл и чудодейственную силу.

Этот религиозный текст — не только благодарность, но и поиск спасения:

Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое — отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе . Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись.

История молитвы

Владыка проводил богослужения в храме и принимал поток прихожан и просителей. Он составлял духовные наставления и государственные документы, писал богословские сочинения.

В своих трудах он освещал различные проблемы:

  • принципы и основы сохранения государственности;
  • отношения с католическим Западом;
  • вопросы почитания святых;
  • задачи утверждения православной нравственности в обществе;
  • другие проблемы.
Читайте также:  15 января: какой знак зодиака; Козерог

Святитель занимался и гимнографическим творчеством — когда-то он был «учителем поэзии».

Сохранились составленные им молитвы, дошедшие до настоящего времени:

  • узника в тюрьме;
  • в день тысячелетия России;
  • ежедневная молитва Господу.

Создание автором

Филарет создал молитву, в которой молящийся ничего не просит и хочет единственного, — выполнять святую волю Творца.

Известно, что она была составлена для императрицы Марии Александровны.

Поучительные слова, которыми начинается текст («Господи, не знаю, что просить у тебя»), могут принести духовную пользу каждому человеку.

Как помогла людям

С помощью этой чудотворной молитвы святитель просит Господа о прекращении эпидемии холеры. В возможностях медицины Филарет не сомневался, но Создателю доверял больше, поэтому и молил его о помиловании для жителей Москвы.

Люди, потерявшие надежду и веру в традиционные методы лечения, шли к святителю за благословением и молитвой для спасения. Обращение Филарета к Богу творило чудеса.

Известны случаи, подтверждающие силу молитвы:

  1. К нему пришел диакон. Его дочь была тяжело больна. Филарет предложил вместе помолиться за нее. Вернувшись домой, священнослужитель понял, что наступили улучшения в состоянии ребенка. Угроза смерти девочки миновала.
  2. Московский купец повредил руку, медики предлагали ампутировать ее. Жена торговца обратилась к митрополиту. Филарет провел над больным Причастие и заказал о его здравии сорокоуст. Больному во сне приснился святитель, а утром состояние руки улучшилось, и операцию отменили.

Значение в истории

Молитва святого Филарета имеет очень большое религиозное значение. Святитель пытался показать людям необходимость веры в Господа, привести их к пониманию сути христианства и раскрыть глаза на величие Творца.

Кто такой Филарет Дроздов

Филарет (Дроздов) (1782—1867) — митрополит Московский и Коломенский, святитель.

В миру Василий Михайлович Дроздов, появился на свет 26 декабря 1782 года в городе Коломне в семье потомственного духовенства. Отец его Михаил Федорович был диаконом. До девяти лет его воспитывали родители.

Житие

Василий был послан родителями в Коломенскую духовную семинарию, потом проходил обучение в Троице-Сергиевой Лавре. В ней Дроздов учился в философском и богословском классах с 1800 по 1803 г. После окончания учебы стал преподавателем греческого и еврейского языков. После принятия решения стать монахом молодого человека рукополагают в священники.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. За святость жизни и доброту он был любим и почитаем в народе.

За время службы патриарх сделал много полезного для Церкви:

  • восстановил и построил много церквей;
  • получил право носить две панагии;
  • с 1823 по 1866 гг. основал 10 монастырей в Москве и области;
  • известен своей поэтической перепиской с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянская версия была сложна для понимания не только народу, но и духовенству. Многим не нравилось, что митрополит общается с представителями Библейского общества, поэтому труд не был завершен.

Для Церкви владыка сделал много: как мог, поддерживал Оптину пустынь, тогда еще не ставшую знаменитой. Резко выступить мог против царя, если это не совпадало с принципами христианства.

Особенности характера святителя:

  • поступал по велению совести;
  • всегда оставался принципиален;
  • не шел на компромиссы ради угождения кому-то;
  • личной выгоды не искал и не принимал ничью сторону;
  • знал одного начальника — Христа.

Именно это, возможно, злило его недоброжелателей, которых было много.

Во времена главенства московским духовенством, митрополит всегда:

  • открывал сердце людям;
  • был готов оказать помощь каждому;
  • отличался добротой и состраданием;
  • старался помогать неимущим;
  • наставлял на путь праведный.

В народной памяти митрополит остался навсегда.

Покровительство святого

Житие Филарета Милостивого в Древней Руси пользовалось большим вниманием и не раз переводилось на русский язык с греческих изданий. Русскому человеку нравилось это повествование. Его знали и рассказывали даже безграмотные деревенские жители.

В обиходе имя Филарет — сугубо церковное. Самым известным из русских был митрополит Филарет (Дроздов), он дольше всех возглавлял московскую кафедру — 41 год. За свои великолепные проповеди святитель был прозван «московским Златоустом». Цари (Александр I, Николай I, Александр II) прислушивались к советам патриарха. Он является автором манифеста 1861 года об освобождении от крепостной зависимости.

Прославленный Филарет при жизни имел божественный дар:

  • облегчал людям душевные и физические страдания;
  • мог исцелять от болезней;
  • помогал найти свой духовный путь.

Святитель сам с молитвенным усердием всегда обращался к своему небесному покровителю — святому праведному Филарету Милостивому.

Святейший Патриарх Алексий I чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти митрополита Филарета и его покровителя.

Сила иконы святого Филарета

Образ святого изображен по пояс, в традиционном одеянии для патриархов. Прекрасный длинный саккос на нем считается элементом верхней одежды. На голове преподобного одета митра белого цвета, на плечах красивый омофор. В левой руке у праведного Филарета находится Священная Книга, правой — он благословляет двуперстным жестом.

Икона, изображающая лик Филарета, глубоко почитаема среди верующих. Его образ, написанный посмертно, и по сей день вершит чудеса.

Искренние молитвы перед ликом способны;

  • значительно улучшить жизнь;
  • поправить физическое здоровье;
  • обрести душевное равновесие.

Самые сильные молитвы святителю

Православный святой продолжает и после смерти поддерживать людей и уберегать их от несчастий. Он дает верующим силу для продолжения своего пути, помогает обрести веру тем, кто ее утратил.

Верующие молятся праведнику:

  • при разных трудностях;
  • проблемах и несчастьях.

Наиболее известны и распространены 5 молитв святому Филарету Милостивому:

  • «О деньгах и благополучии»;
  • «Об удачном замужестве дочери»;
  • «Избавлении от нищеты»;
  • «Об укреплении веры»;
  • «Благодарственная молитва».

Все они имеют огромную силу и помогают людям в том, о чем они молятся.

Святость жизненного подвига патриарха и его заслуги перед Отечеством привели к его канонизации Русской Церковью в 1994 году.

Видео о молитве

На видео озвучены слова молитвы Филарета на каждый день .

Источник: http://proreligiu.club/molitvoslov/molitvy/filareta-moskovskogo.html

Молитвы

Содержание

Ежедневная молитва свт. Филарета

Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое – отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись.

Молитва в день воспоминания тысячелетия России

Господи Боже, Царю веков, глаголяй на язык и царство и созиждаяй и насаждаяй их! ( Иер. 18:9 ). Ко Твоему величеству припадающе со страхом и благоговением, благодарне исповедуем милости Твоя, многочастне и многообразне в десяти веках явленные народу и царству Российскому.

Ты бо, Господи, возглаголал еси Твое зиждительное слово на сей народ, и создал еси в нем царство, и насадил, и укоренил, и возрастил, и разширил еси его на земли обитания его, и поставил еси над ним от Тебе сущую власть, и укрепил еси его на сопротивных, и оградил еси его законами, наипаче же просветил и одушевил еси его спасительною верою, и аще иногда и жезлом посещал еси неправды его, но милости Твоея не удалил и не удаляеши от нас.

Тя убо, Владыку, Господа и Благодетеля славим, хвалим, благодарим, поем и величаем, и, от самых щедрот Твоих в вере и уповании утверждение и дерзновение пред Тобою приемлюще, смиренно молим: сохрани престол и царство Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича всей России в истинном величии, твердости и славе.

Прости, всемилостиве Господи, вся грехи наша и отец наших, и направи стопы наша к деланию заповедей Твоих.

Соблюди в нас православную веру в ея чистоте и силе, и да пребудет она, якоже бысть, средоточием общественнаго единения, источником просвещения, основанием и твердынею народнаго благонравия, правды законов, благодетельности управления, нерушимости благостояния.

Да не увянет и не изсохнет древнее насаждение добра, но да привиется к нему новое стеблие лучшаго, и да изыдет новый цвет благолепия и плод совершенства.

Тако призри на нас, и ущедри нас, да благословляеми Тобою, от дне до дне и от века до века благословим Тя, Господи.

Слава Тебе Богу, Благодетелю нашему, во веки веков. Аминь.

По окончании молебна и по возглашении многолетия Благочестивейшему Государю Императору и Высочайшей Фамилии следаны протодиаконом еще следующие провозглашения:

Просветившим Россию христианскою православною верою равноапостольным Великому Князю Владимиру и Великой Княгине Ольге, преемственне в течение веков созидавшим и укреплявшим единодержавие России Благоверным Царем и Великим Князем, новосозидавшим Российское царство и разширившим и прославившим оное в Бозе почившим Благочестивейшим Императорам и Императрицам, вечная память.

Всем избранным сынам России, в течение веков верно подвизавшимся за ея единство, благо и славу, на поприщах благочестия, просвещения, управления и победоносной защиты Отечества, вечная память.

Времена и лета в руце Своей положивый Господи, Твоим премудрым всеблагим Промыслом тысящелетне сохраняемому и возвращаемому царству Всероссийскому, пробави велию милость Твою и сохрани оное в вере и правде, во Богозаконии и благоустроении на лета и веки многие.

Молитва заключенного в темнице

Го́споди Бо́же, Созда́телю и Спаси́телю мой, благослове́нно да бу́дет и́мя Твое́ свято́е!

Благодаре́ние и сла́ва Тебе́, Го́споди, о всех благи́х, я́же прия́х от Тебе ́ в житии́ сем.

Ны́не же ско́рбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Твое́ призыва́ю.

Поноше́ния нападо́ша на мя. Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней. Скорблю́ о сем, и по сей ско́рби разумева́ю, я́ко согреши́х пред Тобо́ю, и по грехо́м мои́м приидо́ша на мя беды́. И́бо пра́ведницы Твои́ не уныва́юще и в темни́цах поя́ху Тебе́, и во страда́ниях ра́довахуся.

Читайте также:  Йога нидра

И а́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко несть челове́ка, и́же не согреши́т.

Но Ты, Го́споди, грехи́ всего́ ми́ра но́сиши и покая́нием очища́еши. Ве́рую, я́ко и мене́, гре́шнаго, не отве́ржеши от лица́ Твоего́. За весь мир Единоро́дный Сын Твой излия́ Свою́ Боже́ственную Кровь. Ве́рую, я́ко и мене́ от грехо́в мои́х омы́ти мо́жет и хо́щет.

Сего́ ра́ди с Дави́дом глаго́лю: испове́м на мя беззако́ние мое́, Ты же, я́ко Благ, оста́ви нече́стие се́рдца моего́.

Страшу́ся суда́ и осужде́ния челове́ческаго, но наипа́че да бу́дет мне в страх Твой неумы́тный Суд и ве́чное осужде́ние.

А́ще непра́вда возста́нет на мя: дерза́ю сло́вом Дави́довым моли́тися Тебе́: услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, и вонми́ суду́ моему́, и пра́вдою Твое́ю изба́ви мя.

А́ще же непра́вду сотвори́х, милосе́рдием Твои́м непра́вду мою́ уврачу́й.

Не попусти́ уклони́тися се́рдцу моему́ во словеса́ лука́вствия, к сокры́тию и́стины и к ло́жному оправда́нию.

Помози́ мне и уразуме́ти, и возненави́дети непра́вду мою́, возлюби́ти же пра́вду и во и́стине обрести́ облегче́ние души́ мое́й.

Облегчи́ вре́мя бе́дствия моего́. А е́же понести́ мне суждено́, да понесу́ с терпе́нием ра́ди очище́ния грехо́в мои́х и ра́ди умилостивле́ния Твоего́ правосу́дия.

А́ще и стыд покры́ет мене́ пред не́кими челове́ки, да потерплю́ со смире́нием, да уми́лостивлю Тебе́, Го́споди, да не постыже́н бу́ду пред лице́м всего́ ми́ра на Стра́шном Суде́ Твое́м.

Прихожду́ к Тебе ско́рбный и печа́льный, не лиши́ мене́ духо́внаго утеше́ния.

Прихожду́ к Тебе́ омраче́нный, яви́ мне свет упова́ния спасе́ния.

Припа́даю к Тебе́ изнемо́гший, возста́ви и утверди́ мене́ благода́тию Твое́ю.

Па́че же всего́ да́руй мне жела́ние и помози́ мне, Го́споди, твори́ти во всем Твою́ во́лю, да в ми́ре со́вести просла́влю и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Перевод: Господи Боже, Создателю и Спасителю мой, благословенно да будет имя Твое святое!

Благодарение и слава Тебе, Господи, за всё хорошее, что я получил от Тебя в этой жизни.

В настоящее время я приобрёл скорбь и болезнь, и имя Твоё призываю.

Оскорбления напали на меня. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну ( Пс. 87:7 ). Скорблю об этом, и после сей скорби понимаю, что я согрешил пред Тобой, и из-за грехов моих пришли на меня беды. Ибо праведники Твои не унывая и в темницах воспевали Тебя, и во страданиях радовались.

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? ( Пс. 129:3 ) Потому что нет такого человека, который не согрешит.

Но Ты, Господи, грехи всего мира носишь и покаянием очищаешь. Верю, что и меня, грешного, не отвергнешь от лица Твоего ( Пс. 50:11 ). За весь мир Единородный Сын Твой излил Свою Божественную Кровь. Верю, что и меня от грехов моих омыть может и хочет.

Вот почему я вместе с Давидом говорю: исповедаю Господу преступления мои ( Пс. 31:5 ), Ты же, поскольку Благ, снял с меня вину греха моего ( Пс. 31:5 ).

Боюсь суда и осуждения человеческого, но особенно да будет мне в страх Твой неподкупный Суд и вечное осуждение.

Если неправда возстанет на меня: дерзаю словом Давида молится Тебе: Услышь, Господи, мольбу мою о справедливости ( Пс. 16:1 ), и встань на мою защиту ( Пс. 34:23 ) и по Своей праведности спаси меня! ( Пс. 70:2 )

Если я что-то неправильно сделал, милосердием Твоим исправь мою ошибку.

Не попусти уклониться сердцу моему в лукавые слова, к скрытию истины и к ложному оправданию.

Помоги мне и понимать, и возненавидеть неправду мою, возлюбить правду и в истине обрести облегчение души моей.

Облегчи время бедствия моего. А если мне суждено понести, да понесу с терпением ради очищения от грехов моих и ради умилостивления Твоего правосудия.

Если и стыд покроет меня перед некоторыми из людей, да потерплю со смирением, да умилостивлю Тебя, Господи, да не буду застигнут перед лицом всего мира на Страшном Суде Твоём.

Прихожу к Тебе скорбный и печальный, не лиши меня духовного утешения.

Прихожу к Тебе омрачённый, покажи мне свет упования спасения.

Падаю перед Тобой на колени изнемогший, подними и укрепи меня благодатью Твоей.

Более всего даруй мне желание и помоги мне, Господи, научи меня исполнять волю Твою ( Пс. 142:10 ), да в мире со совестью прославлю имя Твоё святое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва к 700-летию Москвы

Господи Боже Вседержителю, Словом Твоим утвердивый небеса и Духом уст Твоих всю силу их, положивый светила на тверди небесней в знамения, и во времена, и во дни, и в лета, и в бытие видимых созданий Твоих в круги времен заключивый, благословивый начатки времен, и числа исполнения их освятивый! Ты, Господи, усты пророка Твоего Моисея, первым в месяцех лета нарекл еси месяц, в оньже агнцем избавительныя пасхи спасительное таинство Агнца закланного прежде сложения мира, Господа нашего Иисуса Христа, предобразил еси людем Твоим Израилю. Ты, в древнем законе Твоем, в предел седмицы дней и седмицы седмиц, праздники Твоя, в память благодеяний Твоих, поставил еси; и исполнение седмицы седмилетий, во обновление памяти судеб Твоих, летом оставления венчал еси; со благословением безтруднаго изобилия. Се ныне Твой новый Израиль, от древнего образа к новоявленной истине прешед, первый в месяцех, и новое лето начинает от явления во яслех вифлиемских Агнца, вземлющаго грехи мира, Господа нашего Иисуса Христа, и от начатия Его всеспасительныя крестныя жертвы, в страдательном пролиянии крове обрезания. Царствующий же град сей не месяца токмо и лета начало пред собою ныне зрит, и не седмицы дней токмо и лет исчисляет, но седмь протекших над ним веков помянув, судьбам Твоим чудится, и в помышлении о судьбах осьмаго своего века, пред лицем Твоим, Царю веков, благоговеет. Исповедуем милости Твоя древния, и о настоящих благодарим, и о будущих молим. Славим Твое благодатное избрание, и богатый о нас Промысл, яко малую некогда весь во град велий возрастил еси; и, прежде сбытия, еже славну быти граду сему во всех градех российских, и взыти рукам его на плещи враг его, и прославитися Тебе в нем, угодником Твоим святителем Петром предвозвестил еси; таже и приносимый престол Православия зде утвердил еси; и корень Единодержавия всероссийскаго зде насадил еси, и престол Царства возвысил еси, и угасшему светильнику царскаго рода отселе с вящшей светлостию возсияти даровал еси, и святым Твоим зде пожити и во благоухании святыни почити благоволил еси, ихже молитвами овогда убо, аки адамантовою стеною, от напастей ограждал еси град сей, овогда же и бедствующий вскоре избавлял еси, и во дни наши, мневшийся погибнути, от пепела и разрушения еси возставил, и новым благолепием украсил, и обилием исполнил.

Отце щедрот и Господи милости! Призри благосердием на сие благодарственное исповедание наше и не остави милости Твоея от нас. Благослови венец новаго лета благостию Твоею: и венец седми веков, иже на версе царствующаго сего града, и во осмем да не увядает. Обнови и умножи благословения Твоя на превознесенном Тобою рабе Твоем Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Николае Павловиче, и на державном его роде. Долгоденствие и благоденствие, и в делах царствия и во всех добродетелех преуспеяние им даруй. Сохрани Церковь Твою Святую неколебиму на основании Твоего Божественнаго слова, на камени Апостольския веры, и никоеже дерзновенное своемудрие человеческое да не прикоснется кивоту Божию. Реки, Господи, мир на люди Твоя, и на обращающия сердца к Тебе. Да будет близ боящихся Тебе спасение Твое, вселити славу в землю нашу. Милость и истина в ней да сретаются, и правда и мир да лобызаются. Не предаждь нас призрети в суеты и неистовления ложная, но да призрим на вся заповеди Твоя, и не постыдимся. Даруй нам благодать и благую ревность, да Твоего вечнаго царствия и правды его прежде и паче всего ищем, яко да и благая временному житию потребная вся приложатся нам, предстательствующими и покровительствующими молитвами Преблагословенныя Приснодевы Богородицы и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, с нимиже во обращении веры Тебе Единому Триипостасному Богу, Безначальному Отцу и Собезначальному Сыну и Соприсносущному Святому Духу приносим подобающее благодарение, и поклонение, и славу, во веки веков.

Помянник, писанный рукою его высокопреосвященства от 9 октября 1844 года

Помянник, «писанный рукою» свт. Филарета, в 1855 году был передан в ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где собирался архив Святителя. Теперь подлинник находится в Российской государственной библиотеке, в 1999 г. он был показан на выставке «Духовные светочи России» в Музее имени Андрея Рублева в Москве.

Даже если бы не сохранился бесценный автограф и написанный здесь летящим почерком свт. Филарета текст был бы известен только в копии, само содержание его таково, что не оставляет сомнения в авторстве Святителя. Кто еще мог поместить почти в самое начало помянника внезапно скончавшихся, погибших «бедственною смертию» (от стихийных бедствий) и всех одиноких и забытых, о которых некому молиться, и лишь после них – Благочестивейшего Императора и Императриц. Кто еще, кроме свт. Филарета, мог «наипаче» поминать из царей и цариц тех, которые споспешествовали «миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому».

Среди поминаемых отдельно покойных архипастырей первым стоит имя митрополита Платона (Левшина) (†1812) – наставника святителя Филарета, далее поминаются митрополиты, бывшие при его служении членами Святейшего Синода, в их числе – известный историк Церкви митр. Евгений (Болховитинов) (†1837); архиепископ Августин (†1819), управлявший Московской епархией во время войны с Наполеоном, архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) (†1841), одно время бывший викарием свт. Филарета, архиепископ Симеон (Крылов) (†1834) – преемник Святителя сначала на Тверской, а затем на Ярославской кафедре; наконец, епископ Иннокентий (Смирнов) (†1819) – противник подчинения Церкви «Двойному министерству», удаленный за это из Петербурга и скончавшийся в Пензе в возрасте 35 лет.

Читайте также:  Хентай андертейл санс и фриск

Помянник, судя по его содержанию, был составлен свт. Филаретом не для себя лично, не для келейных молитв, а для молитвенного поминовения в «обители сея», по всей видимости, в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященном 28 сентября 1844 года, за две недели до составления помянника. В первых строках митрополит Филарет поминает «Отцев и братий наших, служивших в обителях Преподобного Сергия и в сей обители». В сей обители помянник, можно думать, и читался, начиная с Димитриевской субботы в октябре 1844 года (о частом чтении его, причем не в келейной обстановке, а в храме, свидетельствуют многочисленные сгибы листов и капли воска от церковной свечи, застывшие на последней странице).

При публикации мы сохраняем особенности орфографии оригинала, написанного по-славянски, все написания слов с прописной буквы также принадлежат свт. Филарету.

Помяни Господи, усопших рабов Твоих, плодоносивших и добродеявших во Святых Твоих Церквах и в обителях Преподобнаго Сергия, и создателей обители сея, и отцев и братий наших служивших в обителях Преподобнаго Сергия, и в сей обители, миловавших нищия, посещавших болящия, заступавших немощныя, подвизавшихся за правду, и всех заповедавших нам недостойным молиться о них; и упокой души их идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Упокой Господи души усопших рабов Твоих, внезапною или нуждною 1 смертию скончавшихся, и предсмертнаго покаяния и причащением Святых Тайн напутствия несподобившихся, яко болезнию, ум и память отъемлющею, пораженных, или на брани убиенных, от разбойников и наветников разными образы жизни лишенных, от грома, от огня, от жара, от мраза, от ярости зверей умерших, утопших, по бедственной смерти погребения лишенных, от нищеты, одиночества и неизвестности не имеющих ближняго, молящагося о них. Помяни их Сам, Господи, Ведый коегождо имя и душевную потребу, и даруй им очищение и прощение, и мира и ослабления сподоби их, непобедимою силою Животворящаго Креста, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь.

Помяни Господи Благочестивейших Императора Александра Павловича, Императриц Елисавету Алексеевну, Марию Феодоровну, благоверную великую Княгиню Александру Николаевну 2 .

Помяни Господи усопших рабов Твоих Преосвященных Митрополитов: Платона, Амвросия, Михаила, Феофилакта, Евгения, Серафима, Архиепископов Августина, Симеона, Сергия, Кирилла, Стефана, Афанасия; Епископов: Самуила, Иннокентия, Августина 3 .

Помяни Господи всех, иже от века и доныне, рабов Твоих, во истинной вере и уповании на милосердие Твое преставившихся, и елика в житии сем согрешиша, словом, делом, помышлением, и всяким чувством душевным и телесным, волею или неволею, в ведении или в неведении, прости им, и от всякия вины и юзы разреши их, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни Господи усопших рабов Твоих, Благочестивых Императоров и Императриц, Царей и Цариц, благоверных великих Князей, великих Княгинь и Княжен, Царевичей и Царевен, наипаче же миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому споспешествовавших, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни Господи усопших рабов Твоих, Православных, Святейших Патриархов, Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, священно-Архимандритов, Игуменов, Иеромонахов, Протоиереев, Иереев и всех священническаго, монашескаго и клирическаго чина, и наипаче послуживших Православной вере и душам ближних своих, словом, и деянием, и молитвою, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни Господи усопших рабов Твоих иже от правительствующаго Синклита, военачальников, градоначальников, и во всяком начальстве, и власти, и служении блага ради общаго потрудившихся, православных воинов, граждан, поселян, и всех Христиан, в православной вере и в покаянии скончавшихся, и упокой души их, идеже присещает Свет лица Твоего. Аминь.

(ОР РГБ, ф. 316, п. 63, ед. хр. 13, л. 3–4 об.)

Заупокойный помянник, составленный святителем Филаретом

Заупокойный помянник, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, читавшийся в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры во время непрерывного чтения Псалтири

Помяни, Господи, всех иже от века и до ныне рабов Твоих, во истенней вере и уповании на милосердие Твое преставльшихся, и елика в житии сем согрешиша словом, делом, помышлением и всяким чувством душевным и телесным, волею и неволею, в ведении или в неведении, прости им и от всякия вины и юзы разреши их и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни, Господи, усопших рабов Твоих: благочестивых императоров и императриц, царей и цариц, благоверных великих князей, великих княгинь и княжен, царевичей и царевен, наипаче же миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому споспешествовавших, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни, Господи, усопших рабов Твоих: православных святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, священноархимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев, иереев и всех священническаго, монашескаго и клирическаго чина, и наипаче послужив-ших православной вере и душам ближних своих словом, и деянием, и молит-вою, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни, Господи, усопших рабов Твоих, иже от правительства, военачальников, градоначальников и во всяком начальстве, и власти, и служении блага ради общаго потрудившихся, православных воинов, граждан, поселян и всех христиан, в православной вере и в покаянии скончавшихся, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Помяни, Господи, усопших рабов Твоих, плодоносивших и добродеявших во святых Твоих церквах, и во обителех преподобнаго Сергия, и создателей обители сея, и отцев и братии наших, служивших во обителех преподобнаго Сергия и обители сей, миловавших нищия, посещавших болящия, заступовавших немощныя, подвизавшихся за правду, и всех заповедавших нам, недостойным, молитися о них, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, внезапною или нуждною 4 смертию скончавшихся и предсмертнаго покаяния и причащением Святых Таин напутствия несподобившихся, яко болезнию, ум и память отъемлющею, пораженных, или на брани убиенных, от разбойников и наветников разными образы жизни лишенных, от грома, от огня, от жара, от мраза, от ярости зверей и скотов умерших, утопших, по бедственней смерти погребения лишенных, от нищеты, одиночества и неизвестности не имеющих ближняго, молящагося о них. Помяни их Сам, Господи, ведый коегождо имя и душевную потребу, и даруй им очищение и прощение, и мира и ослабления сподоби их непобедимою силою Животворящаго Креста, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь.

Нуждная, т.е. насильственная смерть (слав.)

Императрица Елизавета Алексеевна – супруга Александра I; вдовствующая Императрица Мария Федоровна – мать Александра I и Николая I; Великая Княгиня Александра Николаевна – младшая дочь Николая I, умершая от чахотки 29 июля 1844 г. в возрасте 19 лет.

Здесь поминаются митрополит Московский Платон (Левшин), митрополиты Новгородские и С.-Петербургские Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), экзарх Грузии митр. Феофилакт (Русанов), митр. Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Московский Августин (Виноградский), епископ Оренбургский Августин (Сахаров) и другие архиепископы и епископы.

С принуждением, насилием; в нужде.

Вам может быть интересно:

1. Молитвы и наставления – преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев)

2. Молитвы – преподобный Александр Свирский

5. Молитвы, составленные в заключении – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

6. В мире молитвы – праведный Иоанн Кронштадтский

7. Моления – святитель Тихон Задонский

8. Молитвы – преподобный Симеон Новый Богослов

9. Как надобно молиться – святитель Феофан Затворник

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/molitvy/

Православные молитвы ☦

Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому

Оглавление:

Молитва ежедневная святителя Филарета

Молитва на каждый день данная святителем Филаретом, митрополитом Московским, для императрицы Марии Александровны.

«Господи! Не знаю, чего просить у тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь.»

Молитва Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому об обретении и сохранении мира

«О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник:

Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель;

Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси;

Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.

И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.

Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Источник: http://pravoslavnye-molitvy.ru/filareta-drozdova-moskovskogo/

Adblock
detector