Миссионерские будни монастыря
30 Июн 2014, 20:40

Глава I. О многом

Современная жизнь, со всеми своими нововведениями и смешением самых разных взглядов и предпочтений, все больше и больше взирает на монастыри, как на нечто архаическое, никак не связанное с нашей культурой внутренней, семейной и, как бы не казалось странным, но именно сегодняшней. И только умилительная, раз за разом повторяющаяся картина, доказывает, на самом деле, возрождающуюся  потребность пусть в бессознательном для людей невоцерковленных, но в молитвенном покрове сегодня. А картина такая:

Пока человек пробегает взглядом по монастырю, как по историко-культурному объекту, он предстает перед ним, как очередной архитектурный комплекс, с несколько другим историческим наполнением и только. Но стоит  задержаться на каком либо событии монастыря, на какой-то личности, оставившей именно свой след, преобразовавший не только жизнь обители, но и всего пространства вокруг. И вдруг через жизнь конкретного человека оживает и открывается, совсем в другом видении сам монастырь. Это удивление и нечаянное открытие, всякий раз рисует на лице человека очень детские, добрые и откровенные черты. Куда-то исчезает суровость, предвзятость, повседневная озабоченность и суетливость, человек раскрепощается и не может понять, отчего ему вдруг стало спокойнее и умиротвореннее. А он всего-то совсем чуть-чуть прикоснулся к своим истокам. Свое в своем вызывает отклик, радует и утешает.

Совсем недавно миссионерско-просветительский отдел нашего монастыря в рамках осуществляемого уже пятый год проекта «К нравственному становлению через познание национальной культуры», проводил межрегиональный пленэр. Приезжали студийцы из художественной школы Новоуральска, студенты Тверского государственного художественного колледжа им. А.Г.Венецианова. Погода словно нарочно делала все, чтобы ребята даже не помышляли высунуть нос на территорию монастыря: дул резкий холодный ветер, совсем короткие паузы делал непрекращающийся дождь. А ребята, промерзая до нитки, словно вопреки ненастью, все писали и писали свои картины. Я не поверила своим глазам, когда на итоговой выставке, каждый художник выставлял по целому вернисажу. И когда, и как это было возможно сделать!?  Если бы вы видели эти горящие, радостные и какие-то ставшие родные глаза ребят! Чувствовалось, что они прониклись атмосферой монастыря, и на самом деле через свое творчество, через некую сопричастность жизни монастыря, поскольку обедали, ужинали и завтракали в трапезной, жили в братском корпусе (теперь гостиница), общались с насельниками – открыли для себя что-то новое. Они написали замечательные картины. Эта яркая память будет представлена на выставке в училище – несказанный подарок монастырю. А монастырь подарил им восторг новых ощущений, о которых они говорили на закрытии пленэра. Вот и протянулась золотая нить связывающая прошлое с настоящим! Монастырь живет молитвой, трудом и постом, а еще он живет миссионерством – спасаясь сам, помогает спастись и другим, открыть для себя свои истоки, свою культуру.

Все фотографии пленэра 14-21 июня 2014 года

 

Глава II. Про Викторию Иосифовну

Заслуженный художник Российской Федерации, художник-график, почетный работник культуры и искусства, преподаватель высшей квалификационной категории – это Виктория Иосифовна Воеводина, научный руководитель студенческой группы художественного колледжа им. А.Г.Венецианова.

Почему о Виктории  Иосифовне отдельно? Потому что это уникальный подарок ребятам, и яркая встреча для меня. Я искренне позавидовала этой группе, потому что не каждому посчастливится встретить педагога, который на твое нерадение и неумение скажет: «Я лучше тебя знаю, что ты можешь» и буквально вдохнет в тебя, то, чего ты и представить себе не мог. Она удивительным образом пишет не только красками, пропуская мир через призму своего цепкого, творческого, высоко образного взгляда, но еще облекает все это в слово, дописывая композицию словесно, усиливая ее и  заставляя доосмысливать. Если обычная реакция студента на разбор полетов по своей работе – это страх и дрожащие коленки, то здесь молодой художник слушал мастера, слово которого было ценно и дорого – это первый удивительный момент.  А второе – автор на самом деле в своей работе, через образы и детали Виктории Иосифовны вдруг открывал для себя новые перспективы, настроения, рождал новые элементы композиции. И вот этот непрекращающийся бурлящий творческий процесс, катализатором которого была, конечно, Виктория Иосифовна, помогал ребятам переносить все капризы промозглой погоды, облекая холодный пасмурный день в мягкие загадочные полутона. Вот этот вкус творческого праздника открытый в самом начале жизненного пути – хорошая основа для рождения интересной личности, именно основа. Это ли не педагогическое миссионерство? Я благодарна за этот короткий период пленэра, и за огромный творческий опыт, который он подарил мне и монастырю, благодарна Мастеру и его достойным ученикам.

Рабочие эскизы Виктории Иосифовны Воеводиной