Пророки Ветхого Завета

Он был милостив к избранному народу, однако, когда нравственное падение израильтян перешло все пределы, отступил и позволил поработить его. Так, 722 год до Р.Х. ознаменовался падением Северного царства евреев. Южное, Иудея, продержалось чуть больше ста лет, ибо цари и народ в нём истинно почитали Единого Бога.

Дабы покаялись евреи, стал посылать Господь ветхозаветных пророков, указывающих на творившееся беззаконие. Избранные несли покаянные проповеди и пророчества о приходе в мир Спасителя, которому суждено спасти весь род людской от рабства греха и смерти.

Чем больше требовалась духовная помощь избранному народу, тем громче звучало Слово Божье. Один за одним появлялись пророки, возвещавшие о Воле Его и пророчившие скорый приход Мессии.

Пророки в Ветхом завете: великие и малые

Пророков из Ветхого завета разделяют на великих и малых. Первых было всего четверо: Исаия, Даниил, Иезекииль и Иеремия. Каждому из них пришлось пройти свой путь, чтобы выполнить предназначение Господа.

Исаия

Святые отцы рассказывали о пророке, жившем на Израильской земле в VIII столетии до Р.Х., как о великом и чудном, проницательном и мудрейшем.

Исаия был призван Господом для пророческого служения. Он явился сидящим на высоком престоле в окружении Серафимов. Один из Ангелов прикоснулся к устам Исаии горящим углем из небесного жертвенника, чтобы тот очистился.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Его призванием стало спасение людей от духовного рабства языческого поклонения. Подобно горящей свече, своим сиянием пророк обличал небогоугодные поступки. Именно ему было доверено донести до народа весть о разрушении Иудеи и пленении евреев. Рабство не стало бы вечным, и через отмеренный срок народ Божий вернулся бы домой.

Рассказывая о Христе, Исаия поражал точностью и ясностью событий, за что получил прозвище «ветхозаветного евангелиста». Он говорил людям о зачатии в чреве непорочной и целомудренной Девы, предсказывал страдания Христа во имя спасения людей и возможность спасения от разлуки с Богом через веру.

Его слова звучали во времена языческих поклонений, совершаемых даже в самом Иерусалиме. Народ не захотел услышать речи Исаии, его проповеди и посмеялся над пророчествами, предав благочестивца мученической смерти.

Тем не менее Бог исполнил всё обещанное евреям, не принявшим воли Его.

Иеремия

Он был сыном священника из Анафофа, расположенного близ Иерусалима. Призвание к пророческому служению получил, когда ему было всего 15 лет от роду. Юноше открылось, что ещё до рождения ему было определено стать устами Божьими. Он отказывался, говоря о своей молодости и неумении красиво говорить, на что Бог коснулся уст будущего пророка и пообещал быть рядом.

Целых 23 года занимался Иеремия обличением иудеев за отступничество и идолопоклонничество, предрекая народу бедствия и войны. Он останавливался возле входа в храм и проповедовал с угрозами и слезами, на что получал лишь насмешки, ругательства, угрозы и даже побои.

Наглядно показывая грядущее рабство, Иеремия повесил на шею деревянное, а после железное ярмо. Раздражаясь пророческим речам юноши, иудейские старейшины приказали отправить его в ров со зловонной тиной, где тот чуть не скончался. Богобоязненному царедворцу Авдемелеху удалось помочь мальчику освободиться, но тот не перестал нести пророческое служение, за что угодил в темницу.

Когда в Царство иудеев пришли вавилоняне, избранный народ поверил в предсказания, но было поздно. Царь Навуходоносор выпустил юношу из заключения, позволив самому выбирать, где жить. Иеремия остался на руинах разрушенного Иерусалима, чтобы оплакать бедствия своей страны и глупость своего народа.

Согласно преданиям, Иеремия скрыл ковчег Завета вместе со скрижалями в пещерах г. Наваф, чтобы евреи не смогли его найти. Оставшиеся на иудейской земле евреи решили сбежать на землю Египта после убийства наместника вавилонского царя. Пророк пытался убедить их не делать этого, поскольку кара, которой они опасаются, найдёт евреев и там. Вновь не послушав пророка, евреи насильно забрали его и осели в городе Тафнис. Четыре года жил там Иеремия, почитаемый египтянами и иудеями за то, что с Божьей помощью смог молитвой умертвить крокодилов. Пророк пытался открыть людям, что вскоре придёт за ними царь вавилонский, опустошит землю и сотрёт с лица земли переселенцев-иудеев, но евреи убили его. А предсказание сбылось…

Иезекииль

Сын Вузия жил в посёлке Тель-Авив, неподалёку от вавилонского Ниппуры, был женат, но стал вдовцом. В его доме часто собирались иудеи поговорить о Боге и послушать речи Иезекииля. Иерусалимского священника Иезекииля привезли в Вавилон в числе первых пленных.

Книга Иезекииля композиционно построена более стройно, чем Исаии и Иеремии, и по большей части написана им самим. В ней проставлены даты важнейших видений и пророчеств, последняя – 17 (29) марта 571 года. Отцы церкви сходятся, что вскоре пророка не стало. Вполне возможно, после кончины учителя один из учеников перестроил Книгу в традиционной манере: слово о народе Божьем, о язычниках и пророчества.

По преданию, могила Иезекииля находится возле Бирс-Нимруда. Память пророка чтится церковью 21 июля.

Даниил

Среди пленников, доставленных к царю Навуходоносору, были юноши знатного происхождения Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь отдал распоряжение обучить их мудрости и оставить для воспитания при дворе. Еврейские юноши, однако, чтили заветы веры и отказались от роскоши и излишков, питаясь лишь водой и овощами. Бог наградил их мудростью, а Даниилу подарил возможность толковать сны. Прозорливостью юноша превзошёл халдейских мудрецов и был приближён к царю.

Как-то раз Навуходоносору приснился впечатливший его сон, содержание которого он благополучно забыл наутро, поэтому повелел мудрецам раскрыть тайну этого сна. Вавилонские волхвы и звездочёты оказались бессильны, а Даниил, во славу Господа и с Его помощью, разгадал содержание и значение сновидения.

Спустя время царь пожелал построить огромную статую себя, чтобы воздавались ей почести. Отроки Азарию, Ананию и Мисаила отказались и были отправлены в пылающую печь. Пламя должно было сразу же поглотить юношей, но они спокойно ходили по огню, совершая молитву. Поразившись тому, что юноши остались целы, и царь решил обратиться к Богу.

Во времена царя Валтасара пророк Даниил нашёл значение надписи, таинственным образом появившейся во время празднования на дворцовой стене. Она говорила о грядущем падении Вавилона.

Во время царствования персидского царя оклеветанного Дария пророка бросили к голодным львам, но хищники к нему не притронулись, и он остался невредим. Обрадованный и впечатлённый царь приказал поклоняться Единому Богу.

Даниил печалился о еврейском народе, справедливо покаранном Богом за грехи свои и отданном в плен. Он не раз ходатайствовал за него перед царём Киром, высоко ценившем пророка. Своей праведной жизнью, молитвой и благочестием искупал Даниил грехи своего народа, за что ему открылась судьба израильтян и всего мира.

Источник: http://tayniymir.com/molitvyi/proroki-vethogo-zaveta.html

7.2. «Малые пророки»: Амос, Осия, Аввакум

7.2. «Малые пророки»: Амос, Осия, Аввакум

Каждый из пророков Библии внес свою важную лепту в дело постижения Божественного Откровения, но в то же время имеется ряд общих положений и идей, которые высказаны всеми авторами. Эти общие идеи можно считать чертами целого пророческого учения ВЗ. Прежде всего, пророки говорили от имени Единого, неповторимо ясно открытого лишь Израилю Ягвэ, Сущего Творца (обычное начало пророчества: «так говорит мне Господь», «так повелел мне сказать Бог», «Мною клянусь — говорит Ягвэ» и т. п.). Они были готовы к сопротивлению их нелицеприятным словам и призывам, они мужественно преодолевали козни и мучения, их гнали и иногда даже убивали. Но реальность и дыхание «Живого Бога» были для них важнее. Слова и поведение пророков должны были возвестить или напомнить о Ягвэ. Ягвэ, открытый Аврааму, Исааку и Иакову, не есть бог евреев в сонме богов других народов, Он и есть настоящий Творец мира, рядом с Которым «их» боги — ничто, пустота. Возвещение монотеизма неизменно сопутствовало обличению язычества. На фоне достаточно строгого, хотя отнюдь не лишенного веселья иудейского уклада жизни, язычество часто привлекало внимание пышностью ритуалов, тем, что ныне называется «разнообразием культурных форм», а также религиозно оправданной распущенностью. Язычество совсем не обязательно скатывалось к сатанизму и изуверству, но для народа, которому открывался Сам Бог, идолопоклонство и заимствование языческих обычаев оказывалось предательством, а Бог есть «Ревнитель», т. е. ревнив.

С темой монотеизма тесно связано упоминавшееся выше понятие об избранности народа Израиля, главный смысл которой можно выразить так: в результате древнейшего отпадения Богу некому доверить всю полноту знания о Себе, кроме как потомкам Авраама, наследственно усвоившим от него глубокую и живую веру. Израиль должен пронести сквозь века — для собственного спасения и для других народов — откровение о Ягвэ. И пророки сокрушались от того, насколько далеко отстояла духовная жизнь евреев от этой высокой задачи. В Евангелии Спаситель называет Нафанаила «истинным израильтянином, в котором нет лукавства». Но «истинных израильтян» среди евреев было немного, таковыми прежде всего были сами пророки, и потому едва напомнив соплеменникам о богоизбранности, пророки не устают обличать их грехи. Нравственное состояние Израиля — вот еще одна общая для пророков тема. Обличение грехов и пороков не является особой чертой именно библейских пророков, но они ясно дают понять, что все обычные человеческие пороки: несправедливость, ограбление, зависть, прелюбодеяние и др. должно оценивать с точки зрения первичного греха — забвения Ягвэ и впадения в язычество. Но без Бога историческое бытие Израиля становится бессмысленным, и потому долготерпение Божие однажды окончится; тогда наступит страшный день суда, день гнева, «день Ягвэ». Тема суда Божия является главной в книге «малого» пророка Амоса, который жил на севере Израиля, в Вефиле, и был призван Богом к своему служению прямо из пастушеской среды. Амос возвещает о суде Божием над сирийцами, филистимлянами, финикийцами, идумеями и другими соседними племенами — за жестокость, братоубийственные войны, предательства. Но южная Иудея и северный Израиль будут спрошены особо:

«Так говорит Господь:

за три преступления Иуды

и за четыре не пощажу его,

потому что отвергли закон Господень,

и постановлений Его не сохранили

и идолы их, вслед которых ходили отцы их,

совратили их с пути.

И пошлю огонь на Иуду,

и пожрет чертоги Иерусалима.

… за три преступления Израиля …

потому что продают правого за серебро

и бедного — за пару сандалий …

путь кротких извращают;

даже отец и сын ходят к одной женщине,

чтобы бесславить имя Мое …

А Я истребил перед лицом их Аморрея,

которого высота была как высота кедра

и который был крепок, как дуб …

Вас же Я вывел из земли Египетской …

чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.

Из сыновей ваших я избирал в пророки,

и из юношей ваших в назореи …

А вы назореев поили вином,

и пророкам приказывали … «не пророчествуйте».

Вот, Я придавлю вас,

как давит колесница, нагруженная снопами …

И самый отважный из храбрых

убежит нагой в тот день …

(Ам. 2, 4-16. Иуда, Израиль, Моав, Аморрей в библейских текстах часто выступают как имена собирательные).

Как и другим пророкам, словеса Божии открываются Амосу в символических видениях: всё пожирающая саранча означает многочисленное вражеское войско, огонь — войну или стихийное бедствие, свинцовый отвес — меру беззакония, предел, который положен Господом, корзина спелых плодов — «жатву», т. е. скорый суд и т. д. (см. 7 и 8 гл). Фрагмент (Ам 7, 10–17) показывает, что проповедь Амоса вызвала серьезное недовольство властей и священника со схожим именем Амасия: «послал Амасия … к (царю) Иеровоаму … сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его: … «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там … пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос … я не пророк и не сын пророка, я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал … «иди, пророчествуй к народу моему, Израилю». Теперь выслушай слово Господне …

жена твоя будет обесчещена в городе,

Читайте также:  Как празднуют Рождество в разных странах мира

сыновья и дочери твои падут от меча;

земля твоя будет разделена межевою вервью,

а ты умрешь в земле нечистой,

и Израиль непременно будет выведен из земли своей».

Логика пророка понятна: если ты, священник, призванный пасти народ для Господа, вместо принятия воли Божией занимаешься доносами и не хочешь слушать слова Его, то тем более ведомый пастырем народ не услышит их; и забыв своего Творца, Израиль будет сметен с лица земли. И потому суровые слова Амоса (которые полностью в итоге исполнились) звучат не как угроза, даже не тайна, а опытное знание непреложных духовных законов, действующих не только в жизни отдельного индивида, но народа в целом.

…Но Бог в пророческих писаниях предстает не только как грозный и нелицеприятный Судия, Он милостив и прощает одумавшихся. И буквально все пророки гневные предупреждения чередуют с призывами к истинному покаянию — пока есть время. Тема милосердия Божия особенно характерна для другого замечательно «малого» пророка — Осии, жившего на юге Израиля. Многие пророки совершали т. н. символические жесты и необычные действия, которые должны были привлечь внимание к смыслу их тревожных слов. Но в этих поступках Осия превзошел остальных: он специально женился на известной блуднице Гомери и назвал родившихся от нее дочерей именами «Непомилованная» и «Не мой народ», чтобы сравнивать затем Израиль с блудницей и изменницей, ставшей неверной своему великому Супругу — Ягвэ, а израильтян — с детьми, рожденными от прелюбодеяния!

«Судитесь с вашей матерью, судитесь;

ибо она не жена Моя, и Я не муж ее;

пусть он удалит блуд от лица своего

и прелюбодеяние от грудей своих,

дабы я не разоблачил ее донага

и не выставил ее, как в день рождения ее,

и не … превратил ее в землю сухую …

И детей ее не помилую,

потому что они дети блуда.

Ибо … осрамила себя зачавшая их …

говорила: «пойду за любовниками моими,

которые дают мне хлеб и воду,

шерсть и лен, елей и напитки»

За то … Я загорожу путь ее тернами …

и она не найдет стезей своих;

и погонится за любовниками своими,

но не догонит их …

А не знала она, что Я, Я давал ей

хлеб и вино и елей …

и золото, из которого сделали истукана Ваала».

(Ос. 2, 2-13; «любовники» — языческие боги).

Неверная душа Израиля у Осии далека от идеала чистой невесты Песни Песней, но пророку не случайно было повелено взять в жены блудницу: если Израиль раскается, любящий Бог снова примет его под Свой небесный кров. И в 6-ой гл. Осия открывает новое и очень важное о Боге, говоря от Его имени:

«Что сделаю тебе, Ефрем? (другое имя Израиля)

что сделаю тебе, Иуда?

благочестие ваше как утренний туман

и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал через пророков

и бил их словами уст Моих,

и суд Мой, как восходящий свет.

Ибо Я милости хочу, а не жертвы,

и Боговедения более, нежели всесожжений.

Итак, согласно Осии, кающийся грешник вместо гнева Божия узнаёт совсем иное — Его милость, Его прощение. А последней фразой насчет истинного ведения Бога Осия начинает еще одну пророческую тему, развитую Исайей и Иеремией: о большей значимости внутренней духовной жизни по сравнению с религиозным ритуалом.

Книги пророков часто состоят из откровений, записанных ими или их учениками в разное время, и далеко не всегда последовательная нумерация глав соответствует хронологии событий, связанных с выступлением пророка. И оттого книги эти невозможно воспринимать как некое повествование: первые главы могут относиться к более поздним событиям, чем средние и последние. Для специалистов здесь большое значение имеет текстуальный анализ, хотя методы его тоже не совершенны. Но в любом случае многое в писаниях пророков становится нам ясным, если мы исследуем их книги одновременно с историческими книгами ВЗ, описывающими того или иного царя, правившего в Израиле при том или ином пророке. Эта работа по выявлению взаимосвязи пророческих и исторических книг не только нужна для понимания определенной реакции пророка на события. Она важна потому, что сама история оценивается пророками как место встречи Божественной и человеческой воли, и народ в любом случае должен научиться извлекать правильный духовный урок из поражений и бед. Этому, в частности, посвящена замечательная книга «малого» пророка Аввакума, в некотором смысле пересекающаяся с кн. Иова.

Аввакум, современник вавилонских завоеваний в Палестине, задает Господу два вопроса. Первый: почему Господь допускает зло по отношению к Своему народу?

Источник: http://religion.wikireading.ru/189834

Малые пророки. Краткий конспект

Амос — малый пророк , один из редких примеров пророков Северного Израиля , оставивших свой след в Библии. Однажды, почувствовав призвание от Бога, он вошел в храм. Дело происходило в Вефиле (по-еврейски — Бейт-Эле), небольшом местечке на севере тогдашнего Израиля. Амос прервал богослужение и стал обличать людей в их грехах от имени Бога. Сперва прихожане растерялись и не отреагировали должным образом. Однако после того, как Амос стал это делать регулярно, иудеи начали с ним конфликтовать.

Амос — один из последних пророков Северного царства перед его катастрофой. Он не собирался быть пророком, был простым пастухом, но никого не оказалось больше — и Господь избрал его.

Иеремия позже будет говорить: «Я бы мог жить припеваючи, но говорю то, что мне не нравится, и за это претерпеваю гонения, но Господь меня обязывает это сказать». Это очень характерно для пророков. Они вовсе не гордятся своим положением, они не ищут никакой выгоды. Напротив, они бы и рады говорить приятное, как говорят придворные пророки. Но Господь побуждает говорить не то, что ласкает слух. Так, пророк Амос возвещает суд Божий над разными народами за их жестокость. Их грехи не становятся добродетелями от того, что через них может проходить воля Божия.

Израилю вдруг может вспомниться его старое имя — Иаков, которого Господь собирается отвести в плен. То есть это обращение к имени собственному, под которым подразумевается целый народ. Иногда же это обращение идет не к родоначальнику, а к городу, как Газа, или же Дамаск, или Тир. А иногда к имени собственному: тебя, Моав, тебя, Иуда.

Амос возвещает суд, который Господь будет творить над всеми народами. Это не фатальная предопределенность. Судьба — это то, что уже прошло. То, что ты построил, а не то, что тебя ожидает в будущем.

Обличив эти народы в их жестокости и в том, что они проливали много крови невинных, пророк Амос переходит к иудеям. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень, и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути». В отличие от язычников, иудеев Господь обличает не в том, что они безнравственны, а в том, что они забыли закон Господень.

Наконец Амос переходит к Израилю, говоря от имени Господа: «. не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих».

Через пророков Господь каждый раз напоминает Израилю о том, что означало для их предков выведение из земли египетской. Возвращает их к памяти об обетовании Авраама, к тому, что их бытие важно не само по себе, а для исполнения планов Божьих.

Буквально у всех пророков прослеживается мысль о том, что Израиля скоро не станет, останется одна Иудея. Что такое Иудея? Это крошечное место. Его не топчет только ленивый. С севера и с юга находятся огромные державы, а Иудея — небольшое местечко. В нем живет замкнутый народ. Если бы он не нужен был Господу, то давно бы исчез, растворился, как это происходило тысячи раз на земле, когда малый народ ассимилировался или растворялся в другом. Единственное, ради чего Господь вывел, собрал и сохранил народ иудейский во всех этих перипетиях, — чтобы он служил Господу. Не было у Иудеи ни экономических, ни политических целей. Только одна духовная цель — служить Богу.

О дне Господнем говорили как о последнем дне, после которого наступит на земле всеобщее счастье. Также считалось, что каждый человек жаждет дня Господнего. И вдруг Амос говорит совсем по-другому: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, — то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену — и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния».

Итак, пророк Амос обвиняет иудеев в том, что их язычество и отступление от веры началось не сегодня, а давно. Амос первым говорит о том, что Господу не нужны приношения и всесожжения, если они не связаны с правдой, с милосердием и с благочестием, истинным, духовным, внутренним.

То есть речь идет в данном случае не об Иерусалимском храме. Может быть, о Вефильском. Господь разрушает собственный жертвенник. Он обрушивает косяки, чтобы тот развалился, Ему такой жертвенник не нужен. Это последнее предупреждение от Амоса. Если исчезает жертвенник — исчезает смысл жизни. Амос верует в то, что через Мессию в последние дни каким-то образом царство Израилево будет восстановлено.

Так или иначе, призывает к покаянию каждый пророк. Делает это и пророк Осия, но делает он это иначе. Словно бы открывает другую сторону действия Божьего в мире. Он говорит не столько о гневе, сколько о милосердии Божием. Пророк Осия — это пророк милосердия.

Осия говорит о том, что даже если Господь очень суров к своему народу и если Он его бьет устами своих пророков, Он делает это не для того, чтобы насладиться местью, а для того, чтобы напомнить о милосердии. Осия утверждает, что милосердие вернее говорит о Боге, чем гнев.

Несмотря на общую пророческую линию, у Осии даже обличение и выражение гнева Господнего совсем не такие, как у Амоса. Это не угрозы, но именно призыв к покаянию.

Представьте себе, что Господь сказал бы: «Когда ты была юной и прекрасной, Я увидел тебя, полюбил тебя за твою красоту, за твою чистоту и девственность и взял тебя к Себе. Но пришло время, и ты изменила любви своей, и пошла от меня вслед любовникам своим». Под любовниками понимаются боги иных религий. Но в духовном смысле можем понимать иные мировоззренческие концепции. Например, есть бог чрева, бог злата и так далее. То есть ты, Израиль, пошла вслед любовников своих.

Осия свою личную жизнь подчиняет символическому служению Господу. Но и Осия, и Амос с разных сторон нам являют ветхозаветное представление о Боге в пророческом отражении.

В принципе, на маленьком участке Израиля — квинтэссенция всего мира.

Пророк с того момента, как осознавал себя пророком, слушался голоса Божьего, но жениться на блуднице в дохристианские времена было знаком позора. Простой человек не мог себе такого позволить. А пророку это было простительно. На него все смотрели иначе. Для пророка это был очень серьезный знак.

Читайте также:  Женщина-Козерог - все, что мы должны знать о женщинах-козерогах

Христа ради юродивые являются в некотором смысле продолжателями пророка. Но в наше время подобное пророческое действие не возымело бы такого действия и не привлекло бы к себе такого внимания. В наше время так действуют сектанты. Или лжепророки. Сейчас нам нужны более цивилизованные формы пророчества.

Сегодня следует чаще вспоминать слова пророков об остатке Израиля. Если жив остаток, от него могут волны веры и надежды расходиться к другим людям. И они благодаря этому могут, не переживая веру как другие верующие люди, действовать в своей жизни положительно.

Мне кажется, что, начиная с грехопадения, человек каждый раз в самые главные периоды своей истории выбирал наихудший, драматический способ поведения. В раю Адам мог вкусить плод, но мог потом и покаяться. И тогда его отпадение было бы частичным. Но он пошел до конца. До полного отвержения Бога. Христа могли возненавидеть, прогнать, но могли не убивать.

Воплощение Бога есть акт любви Божией. Другое дело, что, придя к человеку, Он распялся за него. Из-за того, что человек так себя ведет, приход Господа превращается не в праздник, а в распятие. Это началось не две тысячи лет назад, а еще в раю, точнее, с потери рая. Было распятие, а потом Воскресение. Я думаю, что каждый истинный христианин и, может быть, всё человечество в целом в какой-то степени обязательно проходит через распятие, чтобы получить воскресение.

В целом, мне кажется, вся человеческая история не может пройти мимо Христа. Нам бы хотелось, чтобы всё закончилось просто хорошо, но это наши мечты. Как бы хотелось, чтобы не было, допустим, войн. Но мы живем в мире, где каждую минуту проливается кровь и идет война внутри человека.

Источник: http://megapoisk.com/protoierej-lev-shihljarov-vvedenie-v-vethij-zavet-malye-proroki-konspekt

Библейские персонажи. Персонажи Ветхого и Нового Заветов

Всего в Ветхом и Новом Завете упоминается около 2800 библейских имен, однако не все они являются именами библейских персонажей, многие из данных библейских имен просто упоминаются в связи с каким-либо событием, однако их нельзя причислить к действующим лицам библии. Фактически, библейских персонажей – несколько сотен.

Перед Вами – полный список важнейших библейских персонажей, содержащий краткую информацию о герое Библии. В списке библейские персонажей сгруппированы и классифицированы, согласно их функции и / или месте упоминания в библейских текстах.

Краткая навигация по списку Библейских персонажей:

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Персонажи Ветхого Завета.

Библейские персонажи от Бытия до Потопа.

  • Адам – первый человек
  • Ева — первая женщина, созданная из ребра Адама.
  • Авель – второй сын Адама, убитый Каином
  • Сиф – третий сын Адама и Евы
  • Енос – сын Сифа и внук Адама
  • Кенан (Каинан) – сын Еноса, внук Сифа, отец Малелеила, потомок Адама
  • Малелеил – сына Каинана, потомок Сифа
  • Иаред – отец Еноха, потомок Сифа
  • Енох – сын Иареда, был вознесен к Богу, не умирая
  • Мафусал – сын Еноха, дедушка Ноя
  • Ламех – отец Ноя, сын Мафусала
  • Ной – последний из десяти допотопных патриархов и герой потопа
  • Сим – старший сына Ноя, и предок Израиля. Прямой предок Авраама

Линия Каина

  • Каин – первородный сын Адама, убил Авеля
  • Енох – сын Каина
  • Ирад – сына Еноха
  • Мехиаель – сын Ирада
  • Мафусал – “человек Божий”, потомок Каина
  • Ламех – пятое колено по линии Каина. Первый многоженец в Библии.
  • Тувалкаин – сын Ламеха, последний из Каинового колена.

Библейские персонажи: патриархи после Потопа

Патриархами в Священном Писании называются библейские персонажи, которые являлись благочестивыми родоначальниками народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на горе Синай.

  • Арфаксад – третий сын Сима, внук Ноя, родился через два года после потопа.
  • Евер – потомок Сима, предок Авраама, последний из благочестивых патриархов до рассеяния народов.
  • Фалек – сын Евера, предок Авраама (и Иисуса), признан прародителем всех Семитских народов Двуречья.
  • Лот — сын Харрана (Арана), племянник Авраама.
  • Фарра – отец Авраама, его религиозная практика горячо обсуждается и по сей день
  • Авраам – “отец множества”, первый еврейский патриарх, сын Фарры, потомок Ноя. Первоначально известный как Аврам.
  • Исаак – единственный сын Авраама от Сарры и патриарх израильского народа
  • Иаков – предок израильского народа и родоначальник 12 колен Израиля. Сын Исаака и Ревекки, младший брат-близнец Исава, муж Лии и Рахили. Бог изменил его имя на “Израиль”.

Двенадцать Колен Израилевых (сыны Иакова, он же Израиль)

  • Асир – восьмой сын Иакова и Зелфы (служанки Лии), родоначальник колена Асирова.
  • Вениамин – двенадцатый и последний из сыновей Иакова; основатель Вениаминова колена. Саул, первый царь Израиля, был из колена Вениаминова.
  • Дан – пятый сын Иакова и первенец Иакова от Валлы. Основатель Данова колена.
  • Гад – седьмой сын Иакова и Зелфы, основатель колена Гадова.
  • Иссахар – девятый сын Иакова, пятый, рожденный от Лии; основатель колена Иссахарова; о его личности известно мало.
  • Иосиф – одиннадцатый сын Иакова. Его потомство было разделено на 2 колена: Ефремово колено и Манассиино колено. Иосиф был увезен в Египет в качестве раба, был переводчиком фараона.
  • Ефрем – второй и младший сын Иосифа, основатель колена Ефремова.
  • Манассия сына Иосифа, основатель Манассииного колена.
  • Иуда – четвертый сын Иакова и родоначальника колена Иудина. Царь Давид был из колена Иудиного.
  • Неффалим – шестой сын Иакова от Валлы, родоначальник колена Неффалимова.
  • Рувим– первый сын Иакова и Лии, родоначальник колена Рувимова.
  • Симеон – второй сын Иакова от Лии.
  • Завулон – десятый сын Иакова и шестой сын Лии.

От образования нации до создания царства.

  • Иуда – четвертый сын Иакова и прародитель племени Иуды.
  • Есром – правнук Иакова, внук Иуды, предок царя Давида.
  • Аминадав – отец Наасона, предок Давида и Иисуса
  • Наасон – имя означает “змея”; вождь племени Иудина в пустыне.
  • Вооз – герой книги Руфь; Вооз женился на Руфи и стал отцом Овида (дед Давида)
  • Овид – сын Вооза и Руфи, отец Иессея, дед царя Давида
  • Иессей – это имя означает “мужественный”; отец царя Давида, жил в Вифлееме, имел восемь сыновей (из которых Давид был младшим) и две дочери.
  • Давид – имя означает “любимый” или “возлюбленный”; первый царь, объединивший Израиль и Иудею, правил с 1005 по 965 г. до н. э.

Библейские персонажи: Библейские пророки

Большие пророки

  • Исаия – о данном библейском персонаже известно сравнительно мало. Пророк Иудейского царства. Был пророком во времена правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии; автор библейской книги пророка Исаии.
  • Иеремия – принадлежал к колену Вениаминову; пророк в Иудее до ее падения в 586 г. до н. э.; известен как плачущий пророк, автор Книги пророка Иеремии и Плача Иеремии.
  • Иезекииль – иудейский священник и пророка. Был угнан в плен в Вавилон в 597 г. до н. э.; обладал доскональным знанием Иерусалимского храма. Автор Книги Пророка Иезекииля.
  • Даниил – человек необычайной мудрости и праведности; член иудейской знати, угнан в Вавилон в 597 г. до н. э. Автор Книги Пророка Даниила.

Двенадцать малых пророков.

  • Осия – осуществлял пророческое служение в течение того периода, когда Ассирия устанавливала новый режим господства на Востоке. Его предсказания записаны в Книге Пророка Осии. Был женат на блуднице, часто именуется как “пророком судьбы”.
  • Иоиль– сын Вафуила; жил в Иерусалиме, упоминается по имени только один раз в Ветхом Завете – в предисловии к своей книге.
  • Амос – пророк, живший около 750 г. до н. э., проповедовал в Северном царстве; был современником Исаии и Осии, был призван напомнить людям о карающем правосудия Божием и призвать их к покаянию; выступал против разрыва между очень богатыми и очень бедными.
  • Авдий – четвертый из малых пророков; вероятно, современник Иеремии и Иезекииля; мало известно о его личности. Автор Книги Пророка Авдия.
  • Иона – сын Амафиина; пророк Северного царства (около 800 г. до н. э.). Автор Книги пророка Ионы.
  • Михей – пророчествовал примерно в 737-696 до н. э. в Иудее. Современник Исаии, Амоса и Осии; осуждал царя Ахава; пророчествовал о будущем разрушении Иерусалима и будущем восстановление Иудейского государства; предсказал, что Мессия родится в Вифлееме.
  • Наум – очень мало известно о его личности; писал о падении Ассирийского царства; возможно, писал свои пророчества около 615 г. до н. э.
  • Аввакум – как полагают, жил в Иерусалиме, и, вероятно, был современником Иеремии и Софонии.
  • Софония – пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского (641-610 до н. э.), Современник Иеремии, с которым у него много общего; смело выступал против религиозного и нравственного растления.
  • Аггей – еврейский пророк во время строительства второго храма в Иерусалиме; работы по восстановлению храма возобновились благодаря его и усилиям и усилиям пророка Захарии.
  • Захария – был современником Аггея; сыграл значительную роль в восстановлении храма.
  • Малахия, автора последней пророческой книги Ветхого Завета, о котором практически ничего не известно.

Библейские персонажи: Библейские цари

Объединенная монархия (Израиля и Иудеи)

  • Саул – первый царь Израиля, сын Киса из колена Вениаминова; помазан на царство Самуилом, правил с 1020-1000 до н. э.
  • Давид –правил с 1005-965 до н. э.
  • Соломон – десятый сын Давида и второй сын Вирсавии; третий царь Израиля, царствовал 40 лет около 1000 до н. э.

Правители Израиля (Северное Царство)

  • Иеровоам I- сына Навата, царь Северного Израильского Царства после восстания десяти северных израильских племен против Ровоама, которое положило конец Объединенной монархии; царствовал 22 года от 922 до н. э. 901.
  • Нават – сын и наследник Иеровоама, второй царь Северного Израильского, царствовал в течение двух лет от 901 до 900 г. до н. э..
  • Вааса – царствовал 23 года (около 900 – 877 г. до н. э.). Пришел к власти, убив предыдущего царя Навата.
  • Ила – сын Вааса, который сменил его в качестве 4-го царя израильского, воцарился он примерно в 877 – 876 г. до н. э.; был убит (вместе с семьей).
  • Зимри – царь Израиля в течение семи дней около 876 г. до н. э.; убийца царя Илы, был сожжен заживо.
  • Фамния, сына Гонафова; правил с о 876 – 871 до н. э.;
  • Амврий –царствовал 12 лет (примерно 876 – 869 г. до н. э.)
  • Ахав – царствовал в течение 22 лет (с 869 – 850 г. до н. э.) женился на Иезавели (дочь тирского царя), стремился распространить поклонение Ваалу.
  • Охозия – сын Ахава и Иезавели; царствовал примерно с 850 – 849 до нашей эры; исторические документы фиксируют, что моавитяне восстали против него. Охозия погиб, упав с крыши галереи своего дворца. Не имел сыновей. После Охозии власть наследовал его младший брат.
  • Иорам – сын Ахава и Иезавели и брат царя Охозии; царствовал 12 лет (примерно 849 – 842 г. до н. э.); поклонялся Ваалу; убит собственным военачальником Ииуем стрелой в спину.
  • Ииуй – сын Иосафата,; царствовал с 842 – 815 г. до н. э. после убийства Иорама.
  • Иоахаз, сын Ииуя; царствовал семнадцать лет (примерно 815 – 801 год до н. э.).
  • Иоас – сын Иоахаза; царствовал 16 лет (примерно 801 – 786 г. до н. э.).
  • Иеровоам II – сын и преемник Иоаса; правили в течение 41 года (примерно 786 -746 до н. э.), одержал победу над Сирийцами; поощряk поклонение золотым тельцам; царствовал во времена пророков Осии, Иоиля, и Амоса.
  • Захария – сын Иеровоама II; правил в течение 6 месяцев (746 – 745 г. до н. э.);
  • Селлум – изначально капитан в армии царя Захарии, он вступил в заговор против Захарии и убил его; царствовал “месяц дней”, прежде чем другой капитан из армии Захарии предал его смерти и воцарился вместо него.
  • Менаим – царствовал 10 лет (примерно 745 – 736 г. до н. э.) после убийства Селлума. Как полагают ученые, Менаим умер от естественных причин. На троне его сменил сын.
  • Факия – сын Менаима; царствовал 2 года (примерно 742 – 740 г. до н. э.) Был убит в крепости царского дворца в Самарии.
  • Факей – сына Ремалиина, капитан в армии царя Факии, которых он и убил, чтобы стать царем; царствовал в течение нескольких лет (примерно 737 – 732 г. до н. э. (дата его правления до сих пор обсуждается)); был убит Осией, который захватил трон.
  • Осия – сын Илы, последний царь царства Израиль. Правил примерно 732 – 721 г. до н. э.
Читайте также:  К чему снятся груши

Царство Иудейское (Южное Царство)

  • Ровоам – сын Соломона, внук Давида; был царем Иудейского царства, царствовал с о 932 – 915 г. до н. э.
  • Авия – сын Ровама, внук Соломона, правнук Давида; четвертый король из колена Давида и второй правитель Иудейского царства; имел 22 сына и 16 дочерей от 14 жен; сражался с царем Иеровоамом I в попытке объединить два царства.
  • Аса – сын Авия; царствовал 41 год (913-873 до н. э.); был ревностно предан Богу и пытался избавить страну от идолопоклонства.
  • Иосафат – сын Аса, царствовал 25 лет (примерно 871 – 849 до н. э.).
  • Иорам, сына Иосафата; царствовал 8 лет (849 – 842 г. до н. э.); пытаясь закрепить свою власть, он убил шесть братьев и вступил в сговор с Северным царством, женившись на дочери царя Ахава.
  • Охозия – сын Иорама; царствовал в течение одного года (842 г. до н. э.); был младшим сыном Иорама.
  • Гофолия – дочь царя Ахава и царицы Иезавели; царствовала 6 лет (842-837 до н. э.); распространяла культ Ваала в Иудее, приказала казнить всех возможных претендентов на трон.
  • Иоас – единственный выживший сын Охозии после расправы Гофолии; взошел на престол в возрасте 7 лет, царствовал 40 лет (примерно 837 – 800 гг. н. э.). Был убит своими слугами.
  • Амасия – сын Иоаса; занял престол после убийства его отца в возрасте 25 лет; царствовал 29 лет (797-768 до н. э.). Вступив на престол, приказал казнить убийц его отца, но, вопреки обыкновению, позволил детям предателей жить. Был убит в Лахисе.
  • Озия – сын Амасии; царствовал 52 года (примерно 783 – 742 г. до н. э.); был верен Богу во время его раннего правления; был поражен проказой за то, что ослушался Бога.
  • Иофам – сын Озии; царствовал 11 лет (примерно 742 – 735 до н. э.). Современник пророков Исаии, Осии, Амоса и Михея, к чьим советам он прислушивался.
  • Ахаз – сын Иофама; царствовал 16 лет (примерно 732 – 729 г. до н. э.). Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим.
  • Езекия – сын Ахаза; царствовал 29 лет (примерно 715 – 686 г. до н. э.), вступив на престол, немедленно поручил священникам и левитам, начать ремонт храма. Был современником пророков Исаии и Михея; умер от естественных причин в возрасте 54 лет, и ему наследовал его сын Манассия.
  • Манассия – сын Езекии; занял престол в возрасте 12 лет и царствовал 55 лет (примерно 687 – 643 г. до н. э.). Отменил реформы, проведенные его отцом Езекией и вновь восстановил языческий культ.
  • Аммон – сын Манассии, царствовал в течение 2 лет (642 – 640 до н. э.).
  • Иосия – сын Амона, занял трон в 8 лет после убийства отца и царствовал 31 год (641 – 610 до н. э.). Проводил религиозные реформы, организовал ремонт храма, во время которого Хелкия обнаружил “книгу закона Моисеевого”. Многие ученые полагают, что это была копия книги Второзаконие. Находка книги побудила Иосию возобновить древний Завет с Богом. Он приказал разрушить языческий идолы и эмблемы Ваала, а также сжечь кости умерших жрецов. Иосия умер в бою против египтян.
  • Иоахаз – сын Иосии, пренебрегал реформами отца, царствовал всего 3 месяца в 609 г. до н. э., а, умер в изгнании.
  • Иоаким – сына Иосии, царствовал 11 лет (608 – 597 г. до н. э.). В 598 г. до н. э. он умер, и его тело было выброшено за стены города
  • Иехония – сын Иоакима; царствовал 3 месяца и 10 дней (с 9 декабря 598 до 15/16 марта 597 г. до н. э.) Иеремия проклял его и его потомков. Упоминается в Евангелии от Матфея, как предок Иосифа. Свергнут с престола Навуходоносором II, царем Вавилонским
  • Седекия – последний царь Иудеи. Согласно Библии, был посажен на трон царем Навуходоносором II в 597 г. до н. э. в возрасте 21 года. Был угнан в вавилонский плен, где он и оставался пленником до самой своей смерти.

Персонажи Нового Завета.

Иисус Христос и его родственники.

  • Иисус – не нуждается в представлении, Спаситель, Мессия и центральный персонаж Нового Завета.
  • Мария – мать Иисуса, жена Иосифа, известная как “Богоматерь” из-за ее девственного зачатия. В Евангелие от Иакова указаны имена ее родителей – Иоаким и Анна; ее смерть не описана в Библии.
  • Иосиф Обручник – сын Иакова, муж Марии, потомок Давида; в последний раз упоминается в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Отсутствие более поздних упоминаний наводит на мысль, что он, возможно, умер в молодом возрасте. По профессии – высококвалифицированный мастер по дереву, камню или металлу.

Братья Иисуса.

Среди католиков и православных нет единства во мнении о том, в какой именно родственной связи Иисус состоял с братьями. В православной традиции господствует мнение о том, что братья Иисуса – его сводные братья, дети Иосифа Обручника от первого брака. В католической традиции считается, что это двоюродные братья Иисуса, дети Марии Клеоповой.

  • Иаков — наряду с Иудой часто упоминается в Библии как “брат Господен”, казнен в Иерусалиме за несколько лет до разрушения храма в 70 г. н. э.
  • Иуда – брат Иисуса, которого иногда путают с Иудой, который был одним из двенадцати учеников.
  • Иосий – упоминается в Евангелии от Марка, как брат Иисуса.
  • Симон – упоминается в Евангелии от Марка, как брат Иисуса.

Христианские Апостолы – последователи Иисуса.

Двенадцать Апостолов.

  • Петр (он же Симон или Кифа) – сын Иона из селения Вифсаиды. Его брат Андрей был также апостолом. Петр трижды отрекался от Иисуса, прежде чем уверовать по-настоящему. Лидер ранней христианской церкви. Католическая церковь считает его первым Папой Римским. Был распят в Риме при императоре Нероне.
  • Андрей (брат Петра) – родился в деревушке Вифсаиде, рыбак по профессии. Был также учеником Иоанна Крестителя. Был замучен на кресте в Ахее.
  • Иаков – сын Зеведея. Был казнен мечом. Это единственный апостол, чья мученическая смерть описана в Новом Завете.
  • Иоанн – сын Зеведея, брат Иакова; церковная традиция считает, что он пережил остальных апостолов и был единственным, кто не умер мученической смертью. Считается, что именно он является автором нескольких книг Нового Завета – Евангелия от Иоанна, Первого Послания Иоанна, Второго Послания Иоанна и Третьего Послания Иоанна, а также Откровения (Апокалипсиса).
  • Филипп – апостол, родом из города Вифсаиды, родного города Андрея и Петра. Легенда гласит, что он был замучен и казнен в Иераполисе.
  • Варфоломей –один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. Легенда гласит, что он был замучен в Армении, ему либо отрезали голову, либо заживо содрали кожу и распяли.
  • Фома, также известен как “Фома неверующий” – согласно преданию, когда Иисус воскрес, Фома путешествовал за пределами Римской империи и не поверил дошедшей до него благой вести. Считается, что Фома был убит в 72 году в Индии, возможно, копьем или стрелой.
  • Матфей – упоминается в качестве сборщика налогов (возможно, для Ирода Антипы); также называется Левием, сыном Алфея, считается автором Евангелия от Матфея.
  • Иаков, сын Алфея – возможно, был братом Матфея. Некоторые исследователи приписывают ему авторство Евангелия от Марка.
  • Иуда (Фаддей) – сын Иакова. Не путать с Иудой предателем (они четко отграничиваются друг от друга в Библии). В некоторых списках апостолов опущено его имя – Иуда, он просто зовется Фаддей, вероятно ввиду того, что имя иуда было запятнано Иудой Искариотом (предателем). Фаддей проповедовал Евангелие в Иудее, Самарии, Сирии, Месопотамии и Ливии. Легенда говорит, что он родился в еврейской семье, но, вероятно, говорил и по-гречески, и по-арамейски, был фермером по профессии. Согласно преданию, он принял мученическую смерть в 65 г. в Бейруте, в Римской провинции Сирия, вместе с апостолом Симоном, возможно, умер от топора, тело привезли в Рим и поместили в Базилике Святого Петра.
  • Симон – Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии.
  • Иуда Искариот (предатель) – сын Симона Искариота, печально известный ввиду своего предательства. Продал Иисуса за тридцать серебряных монет. Предание гласит, что он повесился после предательства.

Персонажи Библии – Первосвященники Нового Завета

  • Каиафа, первосвященник – Иосиф Каиафа; первосвященник во время суда и распятия Иисуса. Лидер в заговоре с целью арестовать и казнить Иисуса, не имел никакой власти для наказания смертью, так что послал Иисуса к Пилату, Римскому правителю, чтобы тот произнес приговор. Каифа служил первосвященником с 18 – 37 г. н. э.
  • Анна – первый первосвященник Римской Иудеи – сын Сифа, первосвященник во времена Иоанна Крестителя; служил первосвященником с 6 – 16 г. н. э.
  • Захария – отец Иоанна Крестителя – священник в Иерусалиме. В пожилом возрасте к нему явился ангел Гавриил и объявил, что он и его жена должны родить ребенка.

Персонажи Библии – Пророки Нового Завета

  • Агав – пророк в ранней церкви; возможно, один из 70 учеников Христа, пророчествовал в Антиохии о приближающемся голоде.
  • Симеон – пророк и учитель в церкви в Антиохии.
  • Иоанн Креститель — сын Захарии и Елисаветы; родился примерно за шесть месяцев до Иисуса Христа; обличал саддукеев и фарисеев, как порождение ехидны; крестил Иисуса; был брошен в темницу и обезглавлен Иродом.

Уверовавшие персонажи Нового Завета.

  • Аполлос – красноречивый, образованный человек, хорошо разбирался в священных писаниях. Проповедовал в Коринфе после апостола Павла.
  • Акила – муж Присциллы; приехал из Италии в Коринф после того, как Клавдий приказал изгнать евреев из Рима, стал христианином и помогал Павлу в его служении.
  • Дионисий Ареопагит – один из обращенных Павлом в Афинах; член Ареопага, элитной и влиятельной группы чиновников.
  • Епафрас – сподвижник апостола Павла, был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя .
  • Иосиф Аримафейский – богатый член Синедриона, иудейский старейшина, вгробнице которого был погребён Иисус Христос.
  • Лазарь – брат Марии и Марфы из Вифании, воскрешенный Иисусом из мертвых после того, как пролежал четыре дня в могиле.
  • Лука – язычник по происхождению, автор третьего Евангелия и книги Деяний. Близкий друг и спутник Павла; возможно, родом из Антиохии.
  • Марфа – близкий друг и последователь Иисуса, сестра Марии и Лазаря.

Другие персонажи Нового Завета

  • Матфий – апостол, заменивший Иуду после его предательства и самоубийства.
  • Павел (Савл) – миссионер, теолог и писатель древней церкви; написал 13 посланий, которые составляют почти 1/4 часть Нового Завета.
  • Варнава – левит и родом из Кипра; имя при рождении Иосиф (или Иосий); продал свое имущество и отдал вырученные деньги для Иерусалимской церкви. Один из 70 учеников Иисуса.

Источник: http://bibliya-online.ru/bibleyskie-personazhi-personazhi-vetkh/

Adblock
detector