Псалом 33

Царь Давид задолго до своего воцарения, написал псалом 33, в котором восхвалял Бога, защитника и учителя. В гонениях царей Саула и Авимелеха Давид не терял надежды и веры, следуя по пути, который был полон трудностей и опасностей, но Господь никогда не оставлял его, как не оставляет всех верующих.

  1. Текст молитвы Псалом 33 на русском языке
  2. Текст псалма 33 с ударениями для пения
  3. История написания
  4. Правила чтения
  5. Толкование псалма Давида 33

Текст молитвы Псалом 33 на русском языке

  1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
  2. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
  3. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
  4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
  5. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
  6. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
  7. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
  8. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
  9. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
  10. Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
  11. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
  12. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
  13. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
  14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
  15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
  16. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
  17. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
  18. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
  19. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
  20. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
  21. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
  22. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
  23. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Текст псалма 33 с ударениями для пения

  1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде,
  2. Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его во усте́х мои́х.
  3. О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся.
  4. Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его вку́пе.
  5. Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя.
  6. Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
  7. Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й его спасе́ и́.
  8. Ополчи́тся Ангел Госпо́день о́крест боя́щихся Его, и изба́вит их.
  9. Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань.
  10. Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его.
  11. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
  12. Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ вас.
  13. Кто́ есть челове́к хотя́й живо́т, любя́й дни ви́дети бла́ги?
  14. Удержи́ язы́к твой от зла, и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти.
  15. Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го. Взыщи́ ми́ра, и пожени́ и́.
  16. о́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его в моли́тву их.
  17. Лице́ же Госпо́дне, на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять их.
  18. Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.
  19. Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, и смире́нныя ду́хом спасе́т.
  20. Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.
  21. Храни́т Госпо́дь вся ко́сти их, ни еди́на от них сокруши́тся.
  22. Смерть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегре́шат.
  23. Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него́.

История написания

К моменту написания текста псалма 33 бывший пастух уже был при царском дворе, все знали его, как победителя Голиафа. Всеобщее признание и любовь к Давиду вызывали в царе Сауле ревность и гнев. Много лет царь преследовал Давида, который все это время провел в скитаниях и поисках убежища.

Давид хотел найти покой в городе Герара, но его правитель, царь Авимелех, не забыл прошлые поражения героя. Давида схватили и представили перед царем, чтобы спасти свою жизнь, он претворился безумцем. Авимелех не признал Давида в ползающем и причитающем мужчине, который пускал пену изо рта, и выгнал его. Давид же, радуясь своему спасению, написал благодарственную песнь Господу, которая известна, как псалом 33.

Правила чтения

Нет строгих правил чтения молитв, это же касается и благодарственных песен. Псалом 33 читается утром и вечером во время молитвенного правила или богослужений. Можно произносить слова, как молитву, или же распевать, но при этом нужно соблюдать постановку ударений для пения. Основное правило чтения любой молитвы – говорить с открытым сердцем и искренне, как и подобает обращению к Господу.

Толкование псалма Давида 33

Текст песни можно найти в разных вариантах и переводах. Каждую строку псалма 33 на русском языке называют стихом, и все они имеют свой смысл:

  • Стих 1-3 – всё, что есть у человека – заслуга Господа, поэтому нужно непрестанно восхвалять Его;
  • Стих 4 – Давид просит всех присоединиться к нему и славить Бога;
  • Стих 5-7 – любой получит помощь и мудрость от Господа, если обратится к Нему, как сделал это и Давид;
  • Стих 8 – Ангел Господень защищает праведных и наказывает их врагов;
  • Стих 9 – Давид призывает всех узнать Господа и познать Его милость;
  • Стих 10-11 – знающие Господа не знают бед, в отличие от остальных;
  • Стих 12-15 – Давид говорит об учении Господа и призывает следовать ему;
  • Стих 16-18 – Господь охраняет и помогает праведным, но он не видит и не слышит грешных;
  • Стих 19-21 – праведных верующих Господь хранит, спасает их;
  • Стих 22 – нет жизни врагам праведным и грешным;
  • Стих 23 – но сохранит Господь верующих, рабов Своих.

Источник: http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-33/

Псалом 33

33 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 33 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 5

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 33 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

Спасая свою жизнь, Давид вынужден был скрыться от своего преследователя царя Саула (Книга 1 Царств.21:1-13) в земле Филистимской. Незадолго до этого, на войне, Давид убил самого сильного филистимского воина Голиафа и, когда он оказался у них, филистимляне узнали победителя своего богатыря, схватили и повели к царю.
Тогда Давид притворился безумным, начал ползать по земле и пускать слюну изо рта. Царь, увидев такого человека, не поверил своим подданным и приказал выдворить сумасшедшего из дворца. Получив, таким образом, спасение, Давид в псалме излил благодарность Богу за Его милости к благочестивым людям и воспел поучение о страхе Божием, о том, что нечестивых ожидает наказание за свои грехи.
В надписании- это псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. Авимелихами называли всех филистимских царей так же, как называли кесарями римских правителей или фараонами египетских правителей.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 33 ПСАЛМА

Пс.33:2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
Благословлять – означает восхвалять Господа, т.е. «благодарности за благодеяния, за Божие милости».
Смысл этого стиха в следующем: в благоденствии или в скорбях, никогда не перестану благословлять Господа, зная, что все происходящее — от Бога и по его промыслу, случайностей не бывает. Восхвалять буду Его непрестанно (выну), все буду относить во славу Господа.

Пс.33:3 О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.
Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
Давид понимает, что это не он сам, по своей удаче и уму смог спастись от казни, а Бог помог ему, поэтому и благодарит Его за данную благость.
Далее в псалме идет обращение ко кротким, т.е. к тем людям, которые уповают на волю Божию, не отвечают злом на зло. Их Давид призывает возвеселиться, порадоваться вместе с ним, видя, как он чудесно, не сражаясь, только уповая на помощь Господа, спасся от беды.
Феофан Затворник так учил: «на Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов».

Пс.33:4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
Величание, возвеличивание Бога нужно, в первую очередь для нас, для того, чтобы мы сердцем понимали глубину Его творения — мир, вселенную и от этого понимания мы сами исполнялись торжеством духа. Давид призывает всех кротких, любящих Бога, вместе разделить эту духовную радость (вознесем имя Его вкупе).

Пс.33:5 Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
Давид не просто искал Господа, а прилагал усилия (взысках), как ребенок, потерявший родителей ищет родные лица. И услышал Бог взывающего Давида, но не сам голос его, а его внутренний зов, который идет из самого сердца.
У Саула было много возможностей уничтожить Давида, но будучи под покровительством Господа, пророк избежал пленения и смерти, т.е. скорбей.

Пс.33:6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
Те, кто поверят и полюбят (приступят) к Господу, получать благодать Божию и просветление. Ведь те люди, у которых есть какая-то беда, обычно имеют грустный, скорбный вид, а после того, как они станут под Божию защиту, скорби уходят и от человека отступает печаль и беды, а лицо его не постыдится в уповании на Бога.

Пс.33:7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
Сей нищий — так Давид называет себя. Он тогда был в изгнании, в нужде, без крова, родных и друзей. Любого человека, попавшему в беду, можно назвать нищим, и ему не нужно отчаиваться, необходимо воззвать к Богу — Он обязательно услышит и поможет.
Таких примеров в истории огромное количество, да и в жизни каждого человека, если быть внимательным, найдутся примеры Божиего покровительства.
Нищий — это не тот, у кого нет денег. Нищие и блаженные те, у кого в сердце на первом месте Господь и любовь к Нему, а потом уже все остальное.

Пс.33:8 Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их.
После крещения каждому человеку Господь дает ангела-хранителя, который покровительствует ему, если он, конечно сам не прогонит ангела своими злыми делами. Тех, кто боится Бога и старается не грешить, ангел ограждает от внешних бед и опасностей.

Пс.33:9 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.
Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него.
Давид призывает — сами испытайте (вкусите) и убедитесь, что те, кто уповает на Господа, усердно ему молится, получат подтверждение о благости Бога к прибегающим к Нему.
Блажен тот, кто уповает на Бога, ведь он обязательно получает помощь. Блаженные и нищие всегда несут в себе любовь к Богу, к миру, у них нет зла в сердце.
Уповающие на Господа гораздо спокойнее переносят любые испытания по сравнению с теми, кто не имеет веры. Они не падают духом, справедливо считая все происходящее Божиим промыслом.

Пс.33:10 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.
Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
Всех, кто верит в Бога псалмопевец называет святыми. Нам нужно жить благочестиво и никогда нельзя забывать о страхе Божием. Мы должны помнить об опасности того, что своими грехами можем оскорбить святость Господа.
Боящимся Господа нет необходимости опасаться трудностей или даже лишений. Поддерживаемые благодатью Святого Духа, они получают духовные блага, которые неизмеримо выше всех сокровищ — у боящихся Бога нет лишения.

Пс.33:11 Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.
Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.
Здесь слово «богатые» относится к самонадеянным людям, которые уповают на свою силу и власть, а не на Бога. В течение всей жизни они различными путями, в том числе и нечестными, накапливают богатства, порой даже больше, чем им необходимо. Во время накопления у них развивается страсть любостяжания, которая приводит к страху потери сокровищ и положения в обществе. Нередко по воле Божией они теряют свои накопления, но, даже если Господь не лишает их богатств, такие люди редко бывают довольными жизнью из-за своих страхов. Бывают случаи, когда такие богатые «сидят на мешках с деньгами», но из-за скупости, ведут нищенский образ жизни.
В противоположность им, псалмопевец, говорит о ищущих (взыскающих) Господа. Такие люди, даже если находятся в бедности по земным меркам, на самом деле живут легко, в их сердах присутствует любовь к Господу, она помогает им безболезненно переносить все трудности и скорби жизни.

Пс.33:12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Пророк, как учитель, призывает научиться самому важному, что ведет к любви Божией — страху Господню. Но это не то же, что и страх (боязнь) врага или демонов. Страх Божий у истинных верующих заключается в боязни потерять любовь и покровительство Господа.

Пс.33:13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
По-другому: кто хочет жить и ему нравится видеть благополучие? По учению святых отцов, в этом стихе, кроме земной жизни нужно понимать и жизнь будущего века.
Живот — это жизнь здоровая, счастливая.

Пс.33:14-15 Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти, уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.
Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
В этих двух стихах — руководство для счастливой жизни. Пророк указывает, что кроме явного зла, которое может человек сотворить с помощью языка, есть еще и лесть, сладкоречие, которое скрывает за собой коварство, ложь и хитрость (устне твои удержи, еже не глаголати льсти). Большой грех, когда человек пользуясь доверием, узнает все тайны, а потом с помощью этой информации приносит зло доверившемуся.
Но только уклонением от зла недостаточно получить в награду Царствие Божие, еще необходимо делать все противоположное злу- вместо гордости нужно быть смиренным, вместо лени — трудолюбивым, гневу и злопамятству надо противопоставить кротость. А на зло, пришедшее от других не нужно отвечать злом, правильнее будет отплатить добром.
Таким образом можно найти мирную и спокойную жизнь (взыщи мира).
И пожени и — т.е. гонись, следуй за добром, за миром, ищи эти добродетели.

Пс.33:16-17 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.
Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
Все те люди, которые удаляются от зла, лжи и лицемерия, делающие добро, живущие праведной жизнью, находятся под защитой Бога потому, что Он всегда обращает Свой взор на них, слышит их и хранит, защищает от бед.
На нечестивых и злых Господь тоже смотрит и делает то, чтобы истребить о них память, забыть их грешные дела. В истории есть тому примеры: истребление грешников во Всемирном потопе, уничтожение жителей Содома и Гоморры и т.д.

Пс.33:18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
Но, если и случается так, что молитвы не помогают, это значит — нужно потерпеть, все образуется. Ведь Господь и Его действия непостижимы для нашего ума.

Пс.33:19-20 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
Псалмопевец успокаивает праведных , что Господь всегда находится рядом, покрывает Своей десницей от врагов. Праведники, даже в тяжелых испытаниях, никогда не ропщут на жизнь, на Бога, они смиренно принимают все, что происходит с ними. Господь даже в скорбях помогает им, давая силы и терпение, и в конце концов, они получают вознаграждение за свою стойкость и любовь к Богу.

Пс.33:21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Хотя праведники переходят в вечную жизнь душой, но их тело также будет нетленным, оно сохранится. В истории есть много случаев, когда, при перезахороненнии останков святых, их тела, при вскрытии могил, обнаруживались целыми, нетленными. Такие чудеса Господь являет нам для прославления праведников и для еще одного доказательства Своего могущества, которое несравненно выше любых законов природы.
В духовном смысле святые отцы поясняют нам этот стих таким образом, что праведники всегда хранят свою благонастроенность, невзирая на любые скорби и испытания.

Пс.33:22 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
Грешников, в отличие от праведных людей. ждет совсем другая участь. Безбожники считают, что все страдания оканчиваются со смертью человека, а дальше смерти — пустота, но это не так, на самом деле все только начинается.
Давид пророчествует, что грешники, в час смерти, увидят свою погибель и ужаснутся тому, что они натворили в своей земной жизни, но ничего исправить уже будет невозможно. По смерти демонские силы забирают их души и отправляют на мучения, где они оставляются в ожидании Страшного Суда.
В течение земной жизни нечестивые считали праведных за отсталых людей, унижали и оскорбляли их словами и делами. Все меняется по смерти, и тогда ненавидящии праведнаго прегрешат, они поймут, что напрасно так провели свою жизнь, но уже будет поздно.

Читайте также:  К чему снится выпадение зубов

Пс.33:23 Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.
Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Господь освободит от скорбей всех, кто уповает на Него, возьмет всех любящих Его и определит в райское блаженство. Там, после смерти, теория упования на спасение перейдет в практику, в реальность, праведные там с полнотою почувствуют, увидят, осязают то, во что здесь верили.

Таким образом, через весь псалом, пророк взывает к нам, чтобы мы не грешили, были добродетельными и тогда получим в награду Царствие Небесное!

Источник: http://f154.ru/psalmy/psalom-33/

Для чего, когда и сколько читают псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время»

Для всего христианского мира сборник псалмов считается очень важной книгой. Зачастую мы каждый день возносим молитвы Господу, читая их из Библии, а про псалмы забываем. А между тем псалтырь считается необходимым сборником для любого случая из нашей жизни. Одно то, что слагали псалтырь в течение восьми веков, уже говорит о его важности. Слово псалтырь произошло из греческого языка — «псало», что в переводе на русский значит — играть на струнах.

Царь и пророк Давид написал больше восьмидесяти псалмов, а жизнь его была полна разных чувств: любви, радости, разочарований и предательства. Помимо песней Давида в псалтырь входят писания Соломона, Моисея, Емана, Ефама, Асафа и его потомков, сынов Кореевых, а также тексты 41 псалма, не имеющие известных авторов. Сегодня мы будем читать псалом 33 и рассмотрим его более детально.

История псалма 33

Среди псалмов Давида особое значение имеет псалом 33 . Давид написал его после сложной ситуации в жизни, когда его преследовал Саул, после чего был момент избавления от не менее жесткого царя Авимелеха.

Об авторе

Царь Давид — правитель Израиля, который превратил Иерусалим в духовный центр — место, куда стекались паломники со всего мира. Давид обладал богобоязненностью в сердце и великой мудростью, но все же он, как и все смертные, не удержался от греха и пошел на преступление, а ценой его была расплата, длящаяся долгое время.

Помимо правления царством Давид совершил не одну религиозную реформу, также он славится тем, что написал боговдохновенные псалмы, благодаря которым богослужения стали более мелодичны. Став царем, он продолжил играть на струнном щипковом музыкальном инструменте.

Давид славился умом, красотой и талантом, он обладал искусством оратора. Много жен и наложниц было у него, но он полюбил замужнюю женщину и совершил из-за нее грех, расплата за который длилась всю его жизнь.

Для христиан Давид — это пророк, из его рода к нам явился Иисус Христос. Православные христиане чтят Давида за то, что царь написал псалмы, составляющие Псалтырь. А Псалтырь, как известно, это неотъемлемая часть Ветхого Завета. На сегодняшний день пение псалмов — это духовное учение, которое помогает понять, насколько для всех нас важно Евангельское служение.

История написания

Когда пророк Самуил помазал Давида на царское правление, человек, недавно пасущий скот, стал служить при дворе, потому что благодаря ему и его хитрости Израиль был спасен от Голиафа. Саул же был завистлив и не мог простить этого Давиду, он даже хотел убить его. Несмотря на то, что Давид являлся его зятем, Саул преследовал Давида несколько лет. Долгое время Давиду пришлось провести в скитаниях, прячась и пытаясь сберечь себя.

Убежищем будущий царь выбрал землю филистимлян, но они помнили поражение своего героя и захватили Давида, чтобы выдать своему царю — Авимелеху. Давид понял, — Авимелех убьет его, поэтому, чтобы спастись, притворился безумцем, падающим перед троном, ползающим по земле и пускающим ртом пену. Авимилех сказал людям, что этот немощный сумасшедший не может быть тем героем, который одержал победу над Голиафом, и выгнал прочь их и Давида.

Благодаря этой хитрой уловке Давид спасся и, благодаря Бога, написал песнь — Благословлю Господа на всякое время , в которой изложил все свои надежды, а также благодарил Создателя за свое неожиданное спасение и сохранение жизни.

Текст

Ниже представлен текст молитвы на русском и старославянском языках.

На русском

1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.

3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.

4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.

7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.

8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.

9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.

10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.

11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.

12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?

13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.

14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:

15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;

16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.

17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.

18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.

19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.

20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

21 Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат.

22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

На старославянском (церковнославянском)

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.

4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.

14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

21 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде.

Толкование

Чтобы было проще понять читаемый текст псалма, желательно ознакомиться с толкованием этой молитвы.

Объяснение смысла каждого стиха 33-го псалма:

  1. Пс.33:2. Благословлять — означает возносить хвалу Всевышнему, благодарить за добро, за Его милость. Смысл данного стиха заключается в следующем: в процветании или в скорби не перестану восхвалять и благодарить Бога, ведь все, что нам выпадает на жизненном пути, от Него, по Его замыслу, а не случайно. Возносить хвалу Ему буду всегда, все делать во славу Его.
  2. Пс.33:3. Давиду ясно, что это была помощь Господа, а не его заслуга, что это не было удачей или проявлением его собственного ума, а единственно — помощь Божья, поэтому он возносит благодарность Ему за это добро. Дальше в стихе идет призыв ко кротким, к людям, которые полагаются на Божью волю, добрым и милосердным, а не отвечающим злобой на зло. Давид говорит им, чтобы они радовались, побуждает их возвеселиться, возрадоваться, видя его чудесное спасение, которое он получил, не прибегнув к сражению, а лишь уповая на одного только Господа. Давайте вспомним слова Феофана Затворника: «на Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов».
  3. Пс.33:4. Возвеличивание Бога необходимо нам затем, чтобы мы чувствовали и осознавали всю глубину Его подарка нам — земли, вселенной, чтобы от осознания этого наш дух исполнился торжественным ощущением. Автор песни призывает тех, кто любит Господа, всех кротких возрадоваться с ним — «вознесем Его имя вкупе».
  4. Пс.33:5. Давид подобно ребенку, ищущему родителей, искал Бога, стараясь во всю силу (взысках), в своем стремлении он напоминает чужеземца, ищущего родные лица. И отозвался Господь к тому, кто Его звал, услышав его внутренний зов, который шел из глубин его сердца. Не раз Саулу выпадал случай убить Давида. Но ничего у него не вышло, так как Давид был под охраной Бога, благодаря чему избежал плена и смерти, т. е. скорбей.
  5. Пс.33:6. Люди, поверившие и полюбившие Отца нашего небесного, получат просветление и божественную благодать. Люди, у которых случилась беда, или если они столкнулись с какими-то серьезными проблемами, сохраняют грустный вид, они полны скорби. Но когда Господь берет их под свою защиту, проблемы и лишения отступают, и их печаль сменяется радостью.
  6. Пс.33:7. Давид говорит о себе «сей нищий». Будучи в изгнании, не имея ни дома, ни друзей, ни родных, человек словно нищий. Но отчаиваться нельзя. Все, что необходимо — воззвать к Господу, попросить о помощи, и Он непременно откликнется. История пестрит подобными примерами, да и в жизни любому из нас когда-нибудь помогал Бог. Нищий — не тот, что не имеет денег и материального достатка. Нищие и блаженные духом — это люди, для которых Отец наш небесный и любовь к Нему занимают первое место.
  7. Пс.33:8. После крещения любому человеку Бог дает ангела-хранителя, помогающего ему и защищающего его в течение всей жизни, если только сам человек не потеряет ангела из-за своих плохих поступков и грехов. Боящихся же и любящих Бога, старающихся не грешить и жить праведно ангел защищает от бед и бережет от опасности.
  8. Пс.33:9. Здесь псалмопевец призывает всех самим попробовать («вкусите») и убедиться в том, что полагающиеся на Господа, молящиеся ему непрестанно, прибегнут к Нему, и наградой от Него станет им благость. Блаженны уповающие на Господа, как нищие, у которых нет в сердце зла, а лишь любовь к Богу. Те, кто уповает на Бога, намного спокойнее и легче переносят невзгоды и беды, в отличие от тех, кто не имеет в душе веры. Доверяющие Богу никогда не падают духом, а происходящее с ними они считают промыслом Божьим, зная, что Всевышний будет помогать им, защищая и избавляя от бед.
  9. Пс.33:10. Псалмопевец верующих в Господа называет святыми. Каждому человеку на земле необходимо жить по законам и предписаниям Творца, имея в душе страх Господень. Своими грехами и неблагочестивым поведением мы оскорбляем Господа нашего. Бояться Господа — не значит дрожать от страха. Бояться Господа — это бояться обидеть Его. Мы должны жить по законам Его и помнить, что грехами и плохими поступками мы оскорбляем святость Всевышнего. У тех же, кто боится Бога, нет бед, они не боятся их, потому что Господь наделяет их духовными благами, которые намного лучше любого сокровища.
  10. Пс.33:11. В данном стихе «богатые» нужно соотнести с людьми самонадеянными, уповающими на собственную силу и власть, а не на Божью. Все годы своей жизни такие люди тратят на накопление богатств и материальных благ, иногда они накапливают их намного больше, чем нужно. Но во время этого собирательства в них развивается страсть к накоплению сокровищ, это приводит к страху потери. И вот уже эти люди не могут радоваться своему материальному положению, а вместо этого живут в постоянном страхе того, что потеряют все, что имеют. И по воле Господа возможно такое, что их страхи сбываются, но даже если при этом Бог сохраняет им их богатства, они все же несчастливы. В некоторых эта фобия развивается до такого масштаба, что имея огромные счета в банках, эти люди в душе нищенствуют. Давид против них ставит тех, кто ищет Бога. Последние пусть и в земной бедности и лишениях, но идут по жизни с легким сердцем и радостью, потому что любые трудности жизни им помогает преодолевать Создатель.
  11. Пс.33:12. В данном стихе Давид затрагивает очень важный момент, призывая нас всех к тому, что ведет к любви Всевышнего — страху Божьему. Этот страх отличается от боязни, которую мы испытываем к врагу или демонам. Страх Господний у тех, кто верит искренне, состоит из боязни обидеть Господа и потерять любовь, заботу, помощь и покровительство Создателя.
  12. Пс.33:13. Иначе этот стих можно произнести так: кто хочет жить и кому хочется видеть благополучие? По святому учению, помимо земной жизни, есть еще и другая — жизнь будущего века. Живот — это жизнь. В данном стихе подразумевается жизнь, наполненная здоровьем и счастьем.
  13. Пс.33:14-15. Это словно краткое руководство для полной счастья жизни. Псалмопевец напоминает, что кроме явного зла, которое можно сотворить путем злого языка, существует еще и лесть, ложь, состоящие из хитрости и коварства — «устне твои удержи, еже не глаголати льсти». Считается большим грехом выведывать, входя в доверие, какие-то тайны другого человека, а потом использовать их, принося зло тому, кто доверился вам. Но для того чтобы попасть в Царствие небесное, нужно не только не совершать грехов, нужно в противовес им делать добрые дела. Гордость сменить на смирение, лень — на трудолюбие, гнев — на кротость. А на злобу других людей нужно отвечать добром — это и есть мирная и спокойная жизнь — «взыщи мира».
  14. Пс.33:16-17. Люди, стремящиеся прочь от зла и лицемерия, те, кто живет праведной жизнью и делает добро, находятся под Божьей защитой и покровительством, потому что Он всегда слышит и помогает тем, кто просит Его о помощи. Но плохих людей Всевышний тоже видит и делает все, чтобы стереть память о них и забыть об их нечестивых делах. История богата такими примерами: истребление жителей Содома и Гоморры, Всемирный потоп и др.
  15. Пс.33:18. Здесь имеется в виду, что взывай и услышат тебя. Но если же случается так, что человек взывает ко Господу, но молитвы не помогают, значит — нужно просто потерпеть, и все наладится. Потому что у Бога есть свой план, который мы, простые смертные, не можем понять своим умом.
  16. Пс.33:19-20. Давид успокаивает праведных, говоря, что Бог всегда рядом с нами, Он защищает нас от врагов. Тот, кто в горести не ропщет на Него, а взывает к помощи, этой самой помощи и удостаивается. Праведники живут, спокойно принимая все, что с ними происходит, зная, что на все воля Божья, и в итоге получают вознаграждение за свое смирение и любовь к Всевышнему.
  17. Пс.33:21. Не только дух праведников, но и тело их также будет нетленным. В истории есть много примеров, когда при перезахоронении останков святых их тела после эксгумации обнаруживались нетленными. Эти чудеса Бог делает для того, чтобы доказать Свое могущество и прославить праведников. В смысле духовном Святое писание поясняет нам это так, что праведники настроены всегда на благо, поэтому все им дается проще и легче.
  18. Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Здесь имеется в виду, что грешников ждет ужасная участь, ведь они думают, что со смертью все их горести и испытания закончатся, что после смерти нет ничего, кроме пустоты. Однако все не так. Наоборот, после смерти все только начинается. Пророк объясняет, что грешники на пороге смерти будут ужасно сожалеть обо всех плохих поступках, сделанных ими за свою земную жизнь, потому что поймут, осознают свою гибель, но будет слишком поздно для исправлений. После смерти демоны заберут их души и отправят на мучения, где они будут дожидаться Страшного суда. За земную жизнь грешники нередко обижают праведных, но после смерти все изменится, и они пожалеют об этом, только ничего нельзя будет изменить.
  19. Пс.33:23. Бог освободит от тягот и скорбей всех, кто полагается на Него, примет всех любящих Его людей к себе в рай. Там же все, во что верили праведники, станет явью.

Так Давид взывает ко всем людям, чтобы они не грешили, чтобы полагались на Господа, чтобы как можно больше людей получили спасение и попали в Царствие Небесное.

Для чего читают

Замечено, что в тех или иных жизненных невзгодах полезно бывает на молитве прочесть определенные псалмы из Псалтыря.

Читайте также:  Именины 22 июня по православному календарю

Читать или слушать тридцать третий псалом рекомендуется в следующих случаях:

  1. От нападения врагов — в той ситуации, когда создается опасность для жизни, и необходима защита и помощь Господа, так же, как это было у царя Давида.
  2. Для защиты души и сердца от соблазнов и искушений.
  3. В благодарность Господу за помощь.

Правила чтения

Как и любой другой псалом,»Благословлю Господа на всякое время» читается во время утренней или вечерней молитвы, а также во время богослужений. Удобнее приобрести Псалтырь, в котором напечатан текст молитвы на русском языке с ударениями.

Нет никаких особых правил для прочтения его, кроме одного — читать с чистым сердцем и открытой душой, с верой в то, что Господь услышит все и узрит.

Видео о чтении псалма 33

В этом видеоролике можно услышать чтение 33-го псалма на русском и церковнославянском языках.

Источник: http://proreligiu.club/molitvoslov/psalmy/psalom-33.html

Псалом 33

«Псалом – Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде».

Давид, убежав от Саула, пришел в Номву – город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по некоему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных – хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и товарищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы (1). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвященная Господу (2). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику – царю Гефскому – Анхусу. поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно говорили о нем; то, убоясь сего, Давид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно движение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по подбородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состоявшее в том, что будто он послан Саулом.

(1) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предызображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иeреев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим.

(2) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей: – вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завернут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе. и дал оный ему( 1Цар. 21:9 ). Почему ж 1-я Царств повествует, что Давид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Mк.2:26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Aвиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду ( 1Цар.22:20 ). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.

Впрочем, если и согласиться на то, что Авимелех имел два имени, первая кн. Царств повествует об изменении Давидом лица своего не пред священником Авимелехом, а пред Анхусом – царем Гефским (1); пред Авимелехом он только притворился, что он послан от Саула. Посему велики Василий говорит, что Авимелех – было общее имя у царей гефских, равно как – кесарь и Август – были общие имена у царей римских, и фараон – было общее имя у царей египетских; почему Анхус, пред которым Давид изменил лице свое, имел общее царское имя – Авимелех(ибо и при Аврааме и при Исааки упоминается в Писании царь Авимелех), а главное и собственнейшее Анхус. Итак, его то убоялся Давид, почему, по освобождении от него, от радости он воспел настоящий псалом в благодарность Богу, вразумившему его притвориться, для спасения жизни своей, сумасшедшим. ЭТОТ же псалом идет и к каждому христианину по освобождении от смертоносного бедствия (2).

(1) Так написано: И убоялся Давид сильно пред лицем Анхуса – Гефского царя и изменил лице свое пред ним ( 1Цар.21:13 ).

(2) Заметь, что этот псалом на еврейском написан по буквам алфавита. Пред 22 стихами его – в самом начале их положены 22 буквы еврейского алфавита.

Пс.33:2 . Благословлю Господа на всякое время

За избавление, говорит, от опасности смерти, стану благодарить Бога – избавителя моего всегдашними благодарениями: всегда помогающего мне всегда я должен воспевать. Наученный сими словами Павел, как говорил божественный Кирилл, внушал всем христианам: непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Сол.5:17 ).

Выну хвала Его во устех моих

как возможно, спросим с великим Василием, иметь хвалу Божию в устах тому, кто имеет надобность говорить с другим, или есть, или спать? На сие с ним же и ответствуем, что есть умственные уста у внутреннего человека, то есть, душевные, или сердечные, посредством которых умственно можно вкушать божественные мысли. О сих то устах тот же Давид говорит: «я открыл уста и привлек дух» ( Пс.118:131 ), и: «разшири уста твои и я наполню их» ( Пс.80:11 ). Сим умным устам никогда не бывает препятствия в памятовании Бога и всегдашнем прославлении Его у желающих бодрствовать и внимать сердцу своему. В другом отношении – во всякое время – говорит вместо – в надлежащее время и всегда, как только того требует необходимость: ибо чувственными устами мы должны прославлять Бога, когда никакая крайняя нужда не препятствует нам в этом; а умными устами сердца и внутренним словом, изрекаемым в сердце, мы должны называть и воспоминать Бога чаще, нежели дышать, как говорит Григорий Богослов: должно воспоминать Бога более, нежели дышать; также написано в Песни песней: «я сплю, а сердце мое бодрствует» ( Песн.5:2 ) (1).

(1) Почему и божеств. Кирилл сказал: Должно бесконечными и сколько возможно непрерывными песнословиями как бы некоторым образом отплачивать Богу за то, что мы от него получили. Ибо тельцов и козлов Он не требует от нас, а может принять как жертву хваления благодарные песни. И Велик. Василий: Тщательный может и по Апостольскому завещанию делать все во славу Божию, чтобы всякое дело и всякое слово и всякое умственное действие заключало в себе значение хвалы: ибо, ест ли праведник, пьет ли, все делает во славу Божию. У такового, и когда он спит, сердце бодрствует. ибо нередко сонные мечтания суть отголоски дневного размышления.

Пс.33:3 . О Господе похвалится душа моя

Не желаю, говорит, чтобы люди хвалили меня за мою добродетель, но за Бога, то есть, что имею Бога, вспомоществующего мне. А сказал – душа моя – описательно вместо – я (1).

(1) Божеств. Кирилл говорит: Никто из душевных или живущих по плоти не может по справедливости и истине сказать сих слов, но только духовный и отлично любящий удивительную для всех жизнь. Василий: Когда кто похваляется за красоту тела, или знатность родителей, то душа такового не похвалится за Господа: каждый из таковых находится в суете. Довольно для нас вместо всякого достоинства того, что мы именуемся рабами такого Владыки.

Да услышат кротцыи и возвеселятся

Да услышат, говорит, кроткие, что я чудным образом освободился от опасности (где кроткими называет непамятозлобных и невоздающих злом за зло, каков был и сам Давид (1), и да возвеселятся о том, что Бог не презирает таковых кротких, но спасает их во время бедствия. Он как бы так говорит: пусть кроткие берут в пример меня и пусть надеются на Бога.

(1) Великий Василий так определяет кротких: Кроткими называются те, которые скромны в играх и свободны от всякой страсти, так что они не имеют в душах своих никакого смущения.

Пс.33:4 . Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе

Опять царепророк обращает слово к кротким, призывая их величать и возносить вместе Господа. Касательно же того, как возносить и величать Бога, мы сказали в 1-м 29го пс., изъясняя слова: вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня (1).

(1) Василий великий говорит: Величает Господа тот, который переносит искушения за благочестие великим умом, высокою мыслью и смело; далее тот, кто созерцает величия твари великим умом и глубочайшими умозрениями, чтобы из величия и красоты тварей видеть создателя их. Божеств. Кирилл: поелику один ум и размышление одного человека ни мало недостаточно для уразумения величий Бога, то он призывает к участию в этом деле всех кротких вместе, чтобы Бог был величаем чрез всех. Феодорит: Не желает один составлять песнь, но участвующих в кротости делает участниками и в песнопений. Также и Дидим: Ибо как оскверняют имя Божие, не потому, чтобы самое имя сквернилось, но поколику именующие его делают и мыслят скверное, так и освящается нашими действиями и помышлениями. Почему и Спаситель сверх других слов, говорит в молитве и сие: да святится имя Твое, не потому, чтобы имя само по себе из несвятого делалось святым, но потому что должно молиться, чтобы оно святилось в нас святыми нашими мыслями и делами (в издан. Своде).

Пс.33:5 . Взысках Господа и услыша мя

Здесь рассказывает Давид о своем избавлении от бедствия. Находясь, говорит, среди опасностей и не находя ни в ком помощи, я пламенно с томлением сердца искал в помощь себе Господа и Он скоро услышал меня.

От всех скорбей моих избави мя

Различные скорби постигали Давида до написания сего псалма: и по той причине, что он мог быть предан царем Анхусом Саулу, и по той, что мог быть поруган и обесчещен; что мог быть наказан и наконец по той, что мог быть предан горькой смерти. Потому то он и говорит здесь, что от всех сих скорбей избавил его Господь (1)

(1) Великий Василий говорит: Вся жизнь праведника прискорбна, но Бог избавляет святых от скорби, не оставляя их без искушения, но подавая им терпение. Ибо если скорбь производит терпение, а терпение опытность, то отнимающий у себя скорбь лишает себя опытности.

Пс.33:6 . Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся

Скорбь обыкновенно возмущает и помрачает ум. Посему пророк говорит здесь: кто только находится в скорби, приближьтесь к Богу с пламенным исканием Его, как и я искал Его; и вы будете просвещены от Него благодушием и радостью, которая рассеет всякое мрачное облако скорби в сердце вашем; и лица ваши, то есть по описанию, – вы не будете постыжены в надеждах спасения вашего на Бога. В высшем смысле, по Феодоритову изъяснению, здесь слово о святом крещении. Ибо, поощряя людей, псалмопевец говорит: приближьтесь, люди, верою к Богу с принятием святого крещения: оно просветит души ваши и очистит умные очи ваши, то есть, вы не останетесь в стыде, ибо омыетесь от причин стыда, которые суть грехи (1).

(1) Ужасное слово о стыде грешников говорит Великий Василий: Быть может страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея всегда пред глазами следы плотского греха, непрерывно продолжающееся в душевной памяти их, как бы от некоторой несмывающейся краски. И Феодорит: Приходящий с верою к Богу приемлет лучи умного света: так и великий Моисей прославился видимым лицем. Это и предсказал теперь Давид: назнаменался на нас свет лица.

Пс.33:7 . Сей нищий воззва и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и

Сей – есть указательное и понимается в значении – я, то есть, я, говорит, как вы видите, нищий, воззвал в скорби. Посему нищим Давид называет самого себя, как лишенного всякой человеческой помощи; или называет себя по причине нищеты и ничтожества рода своего, ибо из незнатного, каков овчар, он стал, по Феодориту, знаменитый царь.

Пс.33:8 . Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их

Ангел, говорит, Божий, в виде целого войска станет вокруг боящихся Господа. Смотри, какую силу имеет страж жизни каждого христианина – ангел: один равняется целому войску и ополчению, как говорит велики Василии. Боящимися здесь он называет сохраняющих заповеди Божии. Ибо, по словам Григория Богослова, страх к Нему – соблюдение заповедей (1).

(1) Великий Василий говорит: При всяком верующем в Господа приседит Ангел, если мы не отженем его когда-либо злыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей удаляет смрад, так и хранителя жизни нашей – Ангела устраняет многоплачевный и гнусный грех. Если ты имеешь в душе достойные Ангельской стражи дела, то Бог приставляет к тебе непременно стражей и хранителей и ограждает стражею Ангелов. И Феодорит: Иаков сказал в молитве: Ангел избавляющий меня от всех зол, и 3axaрия: Ангел, говорящий во мне.

Пс.33:9 . Вкусите и видите, яко благ Господь

Узнайте, говорит, и вы – боящиеся Бога, что Господь благ и милостив, называя здесь вкушением познание. Как же, говорит, вы узнаете это? Когда воззовете и вы к Нему, как воззвал я, и когда пламенно поищете Его; и несомненно будете уповать на Него, как и я искал Его и уповал на Него. Можно с Феодоритом понимать и иначе, – что Давид побуждает христиан к причащению пречистого Тела и Крови Господа; ибо те, которые, причащаясь, вкушают оные достойно, тотчас чувствуют в себе умственно помощь от Бога и благодать (1).

(1) Вкусите – сказал, а не – насытьтесь, потому что ныне мы познаем отчасти и видим истину в зерцале и загадки; но придет некогда время, когда настоящий залог и сие вкушение благодати обратится нам в совершенство наслаждения (почему и Давид в другом месте сказал: насыщусь когда явится мне слава Твоя). Как свойство меда не столько может быть представлено в слове неотведавшим его, сколько посредством чувства самого вкуса; так и благость небесного слова не может быть ясно передана посредством учений, если мы собственным опытом чрез прилежное испытание учений истины не постигнем благости Божией. – Слова Василия Вел. – Божеств. Кирилл сказал: сладость меда как могу изъяснить незнающим? чувство яснее всякого слова для испытания. Как в пище ясно и с удовольствием доставляет сладость находящейся в ней доброты самое вкушение; так и в божественных дарах не могут изъяснить силы одни простые изъяснения; но если случится как-нибудь испытать их кому-либо, тогда то наиболее узнают ясно действие находящейся в них благодати. Посему к тем, которые не вкусили еще кротости Божией, часто надобно говорить: вкусите и увидите, что Господь благ. И Евceвий говорит: что Давид, почувствовав некоторую силу в пище священных хлебов (которые ел у Авимелеха), побуждает к подобному вкушению, предсказывая посредством сих вещественных образов о хлебах жизни (в изд. Своде).

Блажен муж, иже уповает нань

Если проклят надеющийся на человека, как говорит Иерeмия: проклят человек, который уповает на человека ( Иер.17:5 ); то напротив того следует, что блажен уповающий на Господа, как говорит Давид здесь.

Пс.33:10 . Бойтеся Господа вси святии Его

Святыми ЗДЕСЬ называет Давид посвятившихся Богу: убойтесь, говорит, Бога вы, святые, потому что страх Господа связывает и обуздывает бесчинные стремления страстей: пригвозди, говорит, страхом Твоим плоти мои ( Пс.118:120 ). В следующих за сим словах говорит о пользе, происходящей из страха Божия.

Яко несть лишения боящымся Его

Те, говорит, которые насадили в сердца своем страх Божий, не будут иметь недостатка ни в какой добродетели, потому что страх Божий понуждает их к приобретению всех добродетелей. Можно сказать и иначе, что у боящихся Господа нет никакого недостатка, потому что одеяние их есть святое крещение, пища – ТЕЛО и кровь Господа, a оружие – честный крест. Словом – они имеют все нужное для спасения(1).

(1) Что пророк говорит здесь о совершительном страхе, смотри изъяснение слов: страх Господа чист, в 18 псалме. Божеств. Максим и Св. Дорофей говорят, что если кто не приобретает прежде предначинательного страха, тот не может приобрести и совершительного. Ибо начало премудрости – страх Господа (то есть предначинательный), который хранит душу, как полуда, от всякого зла. Ибо страхом Господа всякий уклоняется от зла. К сему присовокупляет и Божеств. Кирилл: и по буквальному смыслу Бог всегда уделяет боящимся Его нужное к жизни, и никто не может увидеть их когда-либо ни в какой нужде. Не имея недостатка ни в каком благе, они могут подавать и другим.

Пс.33:11 . Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага

Выше сказав, что нет скудости боящимся Господа, Давид теперь доказывает слова свои примерами, что богатые житейскими вещами мира сего часто нищенствуют и бывают гладны, лишаясь насущного хлеба, потому что чувственное богатство неверно и удобоизменно. А те, которые ищут Бога посредством страха Божия и путем Господних заповедей, не лишатся никакого блага, то есть, из тех, которые уготованы угодившим Богу, или, что тоже, из божественных и небесных благ (1); поелику в чувственных и человеческих благах и они имеют большой недостаток, как идущие тесным и прискорбным путем. Загадочно, по словам великого Василия и Феодорита, сии слова указывают на иудеев, которые, быв прежде богаты и царством и городами и множеством войск и знаменитым Иерусалимским храмом и божественным законом и собеседованием и посещением Божиим, впоследствии сделались бедными во всем этом за то, что бессмысленно распяли богатого милостию и обнищавшего ради нас Владыку Христа; они и взалкали, ибо умертвили хлеб жизни; между тем как язычники, усильно искавшие Господа и уверовавшие в Него, умножились и возросли и будут возрастать более и более благодатью Христовою.

Читайте также:  Луна в девятом доме у женщины и мужчины

(1) Почему Великий Василий сказал: Главным образом слова – всякого блага – могут быть сказываемы в отношении к отложенным в вечный покой благам. Ибо телесные наслаждения более имеют прискорбного, нежели приятного. Итак, да наставит нас сие слово презирать телесное богатство, научая, что неверно изобилие имуществ: ибо удобопревратно богатство, и на подобие волны от напора ветров, обыкновенно переливается с одной стороны на другие. И Феодорит: Богатство имеет много превратностей и кто ныне богат, спустя немного пал в бедность.

Пс.33:12 . Приидите, чада, послушайте мене: страху Господню научу вас

Это голос истинного учителя, показывающий внутреннюю расположенность Его, которым Он, как Отец, призывает учеников своих к учению, так как ученик есть, по божественному Василию, духовное чадо учителя, как назидающееся и образующееся чрез Него в добродетели и следовательно рождающееся. Приидите, говорит, дети, и послушайте меня. Сказал – страху Господню – для различия от страха демонского, производимого в душе злым духом, о котором говорит в другом месте от страха вражия изъими душу мою ( Пс.63:2 ) (1).

(1) Страх вражий, по словам Божеств. Василия, есть тот, который производит в нас опасение смерти, тот который побуждает нас бояться знатных лиц, ибо как может боящийся подобным образом воспротивиться греху во время мученичества? и Исихий советует близким и дальним – дальним – приблизиться, а близким – стать ближе и приносить послушание Богу, как Отцу.

Пс.33:13 . Кто есть человек, хотяй живот?

Так как выше псалмопевец сказал: приидите; то посему здесь призывает не всех, но только тех, которые хотят жизни, не общей самым бессловесным животным, но, как говорят божественный Василий, Кирилл и Феодорит, жизни вечной и бессмертной, потому что настоящая жизнь есть более смерть, нежели жизнь. Посему и Апостол сказал о ней: кто избавит меня от тела смерти сей ( Римл.7:24 ), где смертию называет жизнь в теле.

Любяй дни видети благи?

Кто, говорит, любит насладиться днями добрыми? А днями называет не дни настоящей жизни, по изъяснению Василия и Кирилла, потому что они злы, как сказал об них Иаков: не многие и злые были дни лет жизни моей ( Быт. 47:9 ) и великий Павел говорит: искупуя время, ибо дни злы ( Евр.5:16 ), а говорит о днях добрых, каковы – будущей жизни. Оный век имеет и дни, по причине неизъяснимого света Божия и добрые дни при том по причине всегдашней и неизреченной радости.

Пс.33:14 . Удержи язык твой от зла

Отселе начинает Давид увещевать людей касательно дел, как последствий Божия страха, то есть, основного и предварительного. И во первых предлагает в сем учении о языке, потому что он есть малая часть тела, удобно ввергающая, по Феодориту, в пропасть греха и весьма способная ко всякому виду зла, как говорит великий Василий. Ибо язык бывает орудием хулы против Бога и злословия против людей, бывает возбудителем гнусных и плотских вожделений, клевещет, оговаривает, поносит, строит коварства, обманывает простых, свидетельствует против невинных, произносит ложные клятвы; словом: язык есть служебное оружие всякого зла (1).

(1) Божественный Кирилл говорит: Великое дело есть воздержание языка, и напротив того преопасный недуг – невоздержание. Преподобный Дорофей: Сперва сказал – приидите – призывая к добродетели, потом прибавил – чада. А чадами называют святые тех, которые посредством их слова преобразуются и получают вместо прежней порочности свойство добродетели. Наконец отсекает действие зла посредством страха Божия. Ибо престать языку от зла значит не поражать как-либо совесть ближнего, не злословить, не раздражать.

И устне твои еже не глаголати лести

Лесть, по словам великого Василия, есть тайное делание зла, производимое чрез притворство в добре. При сем мы должны обратить внимание на то, что, сказав выше: «удержи язык свой от зла», Давид заключил в том вообще всякое злое слово; а теперь отдельно, и преимущественно, говорит о лести. Это потому что она есть опаснейшее зло, как производимое тайным образом, так что с трудом можно избавиться от него. И диавол первый яд излил в уши Евы – лесть, сказав ей: «в который день вкусите его, будете как боги, знающие доброе и злое» ( Быт. 3:5 ), и с тех пор доселе это зло – лесть, более всякого зла, наводняет всех людей (1).

(1) Святый Дорофей говорит: Не говорить лести устами значит – не ухищряться против ближнего.

Пс.33:15 . Уклонися от зла и сотвори благо

Замечай, читатель, превосходный порядок, которому следуете царепророк! поелику слово быстрее и легче к произведению греха, нежели дело, то во первых сказал, что мы должны воздерживаться от злого слова: «удержи, говорит, язык твой от зла», потому что слово есть путь, ведущий человека и к действию, как говорит мудрый и божественный Златоуст. Во-вторых, Давид запрещает злое дело, говоря: «уклонись от зла». В третьих возводит человека к произведению добра, устранив предварительно препятствия (к добру), состоящие во зле. Ибо как невозможно получить здоровье, не освободившись предварительно от немощи, так невозможно кому-либо делать добро, если, по изъяснении великого Василия, не удалится предварительно от зла. Заметь и то, что для спасения недостаточно удаление только от зла, но требуется еще и делание добра. Ибо, если кто устранится от зла, а не будет делать вместе и добра, то самое неделание добра есть другое зло, как бездействие в отношении к добру. Или еще иначе: Уклонись от зла и сделай добро – значит – подвизайся в уклонении от зла, чтобы не быть наказану и усовершайся в делании добра, чтобы быть увенчану (1).

(1) Тот же божеств. Дорофей говорит: Сказав о некоторых грехах в частности – об осуждении, о коварстве, Давид заключает словом, объемлющим всякий грех: уклонись от зла. А богоносный Максим объясняет это так: уклонись и сделай добро, то есть, сражайся со врагами, чтоб уменьшить страсти, и опять сражайся, чтобы приобрести добродетели и после сего трезвись, чтобы сохранить оные. И это – то, быть может, значит – делать и хранить (то есть, – то, что заповедал Бог Адаму о рае – делать его и хранить).

Взыщи мира и пожени и

По Златоусту, мир есть начало благ; и Господь оставил его ученикам своим, как некое наследство: «мир, говорит, оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Иоан. 14:27 ). Кто в мире с Богом и людьми, тот выше всякой страсти. Итак, не ищи, говорит, мира просто, но ищи его старательно и с великою ревностию; ибо это означает здесь взыщи – настигни, то есть, когда мир убегает от тебя, ты лови его, тотчас беги за ним, доколе не настигнешь и не уловишь, а, уловив, введи его в свое сердце (1); например, если кто имеет вражду и несогласие с тобою и не хочет перемениться, чтоб иметь мир с тобою, ты пойди к нему и не оставь его, доколе не примиришься и не будешь с ним в мире.

(1) Слова Великого Василия: Поищи мира – отрешения от смятений мира, приобрети спокойный ум, устраненное от волн некое и безмятежное состояние души, которое не колебалось бы страстями и не развлекалось ложными учениями, побуждающими своею вероятностью соглашаться на оные. Ищущий мира ищет Христа, ибо Он мир наш. И божественный Кирилл: И иначе также ищи мира. Какого например? Который первообразно был бы в отношении к Богу, а во втором чинe – и в отношении к единоверным и единомысленным людям. В отношении к Богу мы будем иметь мир, когда будем стараться мыслить и исполнять благоугодное Ему, в отношении к единоверным, когда не будем с ними в распре. Феодорит также: какое главное из благ? Ищи мира и настигни его. Ибо мирный, любящий мир со всеми, ни тайно не отнимает принадлежащее ближнему, ни на скверноубийство не дерзает, и против брака не злоумышляет, не говорит худо, не делает худо; благодетельствует, промышляет, уделяет, защищает, вместе подвергается опасности, вместе подвизается. Ибо такова искренняя любовь и чистая дружба.

Пс.33:16 . Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их

Глаза Господа, по изъяснению великого Василия, зрительная сила Его, по которой Он видит все сущее. Уши Господа – слышательная сила Его, по которой Он слышит слова. Итак, Давид говорит, что Бог всегда видит праведных и веселится о добрых делах их; Он слышит моление их, потому что они достойны услышания. А праведными называет ЗДЕСЬ добродетельных.

Пс.33:17 . Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их

Бог, говорит, видит и грешных, делающих зло, но их не так видит, как видит праведных. Ибо на праведных призирает с удовольствием, сохраняя их от всякого вреда, а на грешников смотрит грозно и их наказывает. Посему всякий грешник, когда потребует того время, истребится как с сей земли, так и с земли кротких и спасаемых, по словам Божественного Кирилла. Итак, да убоятся все грешники, как не могущие скрыться от лица и очей Божиих во время делания злых дел! Или, по словам Василия, лицем Господа называет открытое явление Его в будущей жизни, когда будет смотреть на несчастных грншников взором грозным и строгим.

Пс.33:18 . Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их

Кто, по словам великого Василия, ждет у Бога не земных и временных вещей, но великих и небесных, тот хотя языком и устами молчит, но умом и сердцем своим взывает громким голосом, и вопль его достигает до ушей Божиих. Почему и выслушивается молитва его Богом и он освобождается от всякой скорби. Как же освобождается от скорби? Иногда освобождается от оной совершенно, а иногда и находясь в скорби, побеждает скорбь своим терпением, так как и это свобода и избавление от скорби, как мы это показали в другом месте.

Пс.33:19 . Близ Господь сокрушенных сердцем

Бог по благости своей, как говорит велики Василий, близок ко всем: Он и чрез Иеремию говорит: Я Бог – приближающийся, говорит Господь, а не Бог издалеча. ( Иер.23,23 ). Но мы – люди бываем далеки от Бога по причине худости нашей: тот же Давид говорит: вот удаляющие себя от Тебя погибнут ( Пс.72, 27 ). А сокрушенные в сердце суть те, которые умиляются и плачут по причине грехов своих. Ибо умиление и слеза весьма сокрушают мысль и сердце (1).

(1) Слова Божеств. Кирилла: хотя должно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однакож способом, свойственным естеству Божию; но и будучи Присущ, Он часто кажется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и близок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И Феодорита: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют смиренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу.

И смиренные духом спасет

Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, которые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому-нибудь понуждению, бедности, или по другому какому-либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды(1).

(1) Слова Велик. Василия: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем-либо человеческом, – этот и сокрушен сердцем и смирен духом.

Пс.33:20 . Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь

Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир»( Иоан.16:33 ); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» ( 2Кор. 4:8 ), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» ( 1Кор. 10:13 ) (1).

(1) Слова Божеств. Василия: Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам?

Пс.33:21 . Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится

Почему пророк говорит это, когда кости многих мучеников сокрушились? (1) На сие отвечаем словами великого Василия, что человеком называется не только внешний, то есть, тело, но гораздо более внутренний, т. е. душа; почему и внутренний человек имеет члены, одноименные с членами тела. В сем то смысле написано: «заповедь Господа издали светла: она просвещает очи» ( Пс.18:9 ), то есть, душевные, умственные; также: «имеющий уши (чтобы) слышать, да слышит ( Матф.11:15 ); еще: «уста свои я раскрыл и привлек дух» ( Пс.118:131 ), также: «Зубы грешников Ты сокрушил» ( Пс.3:8 ); и еще: «чрево у меня болит» ( Иер.4:19 ), и о ногах: «Нога твоя да не преткнется» ( Прит.3:23 ), и подобное тому, называющее умственные силы душею. Таким образом и ЗДЕСЬ – под костями, по словам великого Василия и Феодорита, должно понимать помыслы, утверждающие и поддерживающие душу, подобно тому, как кости дают твердость и опору телу. Господь хранит мысли праведных, чтоб они угодили Ему. Ни один из таковых помыслов их не сокрушится от насилия греха; почему и написано: «мысли праведных – суды» ( Прит.12:5 ) (2).

(1) О каковых говорит тот же Василий: У некоторых из мучеников гонители сокрушали голени и неоднократно пробивали и руки и головы, но кто скажет вопреки, что скончавшиеся в мученичестве не были праведнее всех?

(2) Божеств. Кирилл так изъясняет: Костями в них, без сомнения, не называет телесные, но твердость или силы души при всяком добром и хорошем деле. Итак, в любящих грехи и сладострастие можно видеть как бы сокрушенными кости души; а кости святых Господь хранит, так что ни одна из них не потерпит сокрушения. И Великий Афанасий: под костями также разумеет душевные силы, каковы: правда, терпение, благочестие и всякая, так сказать, добродетель.

Пс.33:22 . Смерть грешников люта

Смерть грешников, говорит, люта, то есть, болезненна; ибо достигнув конца, при смерти грешники скорбят чрезмерно, чувствуя, какое постигнет их наказание за сделанные ими грехи. А смерть праведных легка и радостна, потому что они чувствуют радость, ожидающую их на небесах (1).

(1) Великий Василий: Смерть грешников люта. Ибо их постигает наказание, как оного богача, одевавшегося в порфиру и виссон и веселившегося каждый день блистательно. И Феодорит: Живущие во зле получат кончину свойственную жизни: худой жизни худой будет и конец. Также Великий Афанасий сказал: Говорит о душевной смерти, за которою последует вечный огонь, отдельнейший мрак, неумирающий червь, плач и скрежет зубов; к чему присовокупляет Божеств. Василий: Смерть праведных не зла по природе, но добра; ибо умершие для греха, умирают благою и спасительною смертью.

И ненавидящие праведнаго прегрешат

Праведного человека не видят те, которые находятся во грехах; потому что, если каждый любит подобного себе, как сказал Сирах: «всякое животное любит подобное себе» ( Сир. 13:19 ); то явно, что и все неподобное ненавидит то, что не имеет сходства с ним: а у тех людей, которых жизнь не имеет сходства, и мысли несходны и противоположны (1). Грешники грешат, потому что ненавидят праведного человека; ибо к прочим грехам сии несчастные прибавляют еще грех ненависти, не только не подражая добродетели праведника, но еще и ненавидя оную. Итак, под словом – согрешать, должно или с Божественным Кириллом разуметь грех, или что они подвергнутся бедствию; так как ненавидящим праведника попускается от Бога подвергаться смертоносным бедствиям.

(1) Тот же Бож. Василий: Живущие во грехах ненавидят праведника, потому что правом праведника как мерою прямоты, они изобличаются чрез сравнение с лучшим. И Божественный Кирилл говорит: Итак, ненависть их к праведнику есть доказательство того, что они имеют грехолюбивый разум.

Пс.33:23 . Избавит Господь души раб своих

Бог, говорит, избавит души рабов своих от злоумышлений людей и демонов, которые будут побеждены терпением их.

И не прегрешат вси уповающии на Него

Все, говорит, надеющиеся на Бога, не будут грешить, как руководствующиеся к добродетели упованием на Бога. Они не подвергнутся душевному бедствию, ибо сохраняются помощью Божиею (1).

(1) Слово – не согрешат, так изъясняет Божеств. Кирилл: Совершенная безгрешность вовсе не свойственна на земле никому, ибо много согрешаем все ( Иак.3:2 ). И от скверны никто не свободен, хотя бы жизнь его на земле продолжалась один день ( Иов. 14:4–5 ). Но это предоставлено Спасителю всех Христу. И мы будем вне греха, если отречемся от тяжких, несносных и ведущих к смерти грехов. Ибо не всякий грех к смерти, по гласу Святаго ( 1Иоан.5:17 ).

Источник: http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovaja-psaltir/33

Adblock
detector