Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов

Ольга Каменева, Дмитрий Симонов

Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)»).

«Порой это было хуже ада»

О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…».

Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

По словам святителя Николая Сербского, есть неумолимый закон греха — война человека против человека является следствием войны против Бога: «Мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна».

Саперы расчищают проходы в противотанковых заграждениях. Фото Ф. Левшин

Будущий архимандрит Кирилл, а тогда просто Иван Павлов встретил ее начало практически на границе с Китаем, в селе Барабаш Хасанского района — солдатом-срочником в 96-м саперном батальоне 92 стрелковой дивизии 10 Краснознаменной армии. А уже осенью 1941-го оказался вместе со своей частью на Волховском фронте. Там, на станции Хвойная под Тихвином в первом же бою сложили головы многие его однополчане.

«Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился…», — рассказывал отец Кирилл.

Но Ивана Павлова Господь хранил. Когда весной 1942 года его, раненого, эвакуировали в госпиталь в Кировскую область, это спасло ему жизнь. Келейница батюшки монахиня Евфимия (Аксаментова) рассказывала с его слов: батальон вскоре отправили очищать минные поля, и никто из 400 бойцов с задания не вернулся.

«Клубы черного дыма поднимались до облаков»

В 1993 году архимандрит Кирилл в Волгограде, на праздновании 50-летия победы в Сталинградской битве вспоминал о первых днях сражения на Волге (эти кадры вошли в документальный фильм «Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов»): «Мы стояли в обороне Сталинграда, примерно в километрах 20-25 от города. В один из воскресных дней августа месяца 1942 года, когда немецкие бомбардировщики в количестве около тысячи самолетов налетели на город — картина была очень-очень страшная. Город был весь охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков. Нас сняли с обороны. Я в это время был ранен».

Как следует из архивных документов, в начале Сталинградской битвы Иван Павлов служил в 9-ой мотострелковой бригаде. 23 августа 1942 года фашисты форсировали Дон, при поддержке авиации прорвались к Волге севернее города, и немецкие танки в сопровождении морпехоты начали стремительное продвижение к Сталинграду. 9-я бригада контратаковала противника с севера, захватила село Орловка (Городищенский район) и удерживала его до прихода подкрепления, отрезав наступающим немцам «хвост» — перекрыв им снабжение продовольствием и боеприпасами.

История болезни Ивана Дмитриевича Павлова в эвакогоспитале на станции Кайсацкая Сталинградской области, 1942 г.

А через месяц 9-ю мотострелковую после боев уже в самом городе — в районе завода «Красный Октябрь» и на Мамаевом кургане — из-за тяжелых потерь вывели с переднего края на отдых и переформирование. Но в этих смертельных боях красноармеец Павлов, судя по архивным документам, не участвовал: 7 сентября он был ранен и на фронт из госпиталя вернулся только 11 октября (в декабре 2019 года в военно-медицинском архиве в Санкт-Петербурге обнаружена история болезни Ивана Павлова в эвакуационном госпитале N2904 на станции Кайсацкая Сталинградской области). Новым местом службы Ивана Павлова стала 254 танковая бригада.

«Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу»

Зимой 1942-1943 года почти два месяца бойцы 254 танковой бригады лежали в обороне в снежных окопах и траншеях. Отец Кирилл вспоминал: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили. Чудом Божиим!».

В боевой характеристике красноармейца Павлова говорится о его подвиге у деревни Цыбенко (он был подносчиком мин и «своевременно обеспечивал расчет, который уничтожил до 90 солдат и офицеров противника, 3 немецких миномета, 4 автоматчика»). 6 февраля 1943 года за боевые заслуги его даже приняли кандидатом в члены ВКП (б) (об этом свидетельствует его личное дело, обнаруженное летом 2019 года в ЦА Минобороны в Подольске).

Личное дело по приему красноармейца Ивана Павлова в партию в феврале 1943 года

«Не мог отделаться, защитить себя, мотивировку найти… Они наметили нас пять человек — дескать, победили под Сталинградом, молодые, дисциплинированные — политрук поручился, прошение написал…», — рассказывал отец Кирилл об этом эпизоде своей военной биографии.

Сам же он не мог забыть другое — странную и страшную тишину и трупный запах, делавшие освобожденный Сталинград воистину мертвым городом, вселявшим ужас перед смертью.

«Был апрель, уже пригревало солнце, — вспоминал отец Кирилл в одном из своих телевизионных интервью (эти кадры вошли в документальный фильм «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова»).

«Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события».

Когда Господь отнимает разум

В сентябре 1943-го состоялась знаменитая встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой был избран Патриарх, начали открываться храмы и духовные школы, а пастыри возвращались из тюрем.

После этого «в корне изменилось положение на фронте, — вспоминал отец Кирилл. — Даже Жуков в своих мемуарах на это внимание обращает. Он говорит, немецкие генералы в начале войны такие стратегические планы строили, а с 1943-го те же самые генералы стали делать ошибки, ляпсусы, такие, что приходилось только удивляться. А это очень просто: Господь всегда, когда хочет наказать, отнимает разум. Поэтому, когда Господь решил спасти Россию — Он отнял у немецких генералов разум — они стали делать просчеты. А наши умудрились».

Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП (б) Ивана Дмитриевича Павлова от 6 февраля 1943 года

Но отношение к верующим бойцам у многих отцов-командиров не изменилось, и отказ от вступления в партию по религиозным соображениям чуть на стоил Ивану Павлову жизни. «Меня мытарили. Вывели в политотдел корпуса, там полковник старый, татарин, меня так чистил — ой! Пугал, такие каверзные вопросы задавал. Потом говорит: «Да ты засиделся… Тамбов тебе?» Говорит старшине: «Завтра 34-я танковая бригада на передовую едет, его — туда, автоматчиком»! Господь спас. Меня старшина наш повел туда. Ну, автоматчик на танке — это, конечно, смерть. А начальник штаба выходит: «За что его к нам? Чем он провинился?» Он говорит: «За религиозные убеждения. Верующий». А тот отвечает: «У нас таких своих полно. Не надо, голубчик, веди его обратно». Отказался», — рассказывал отец Кирилл. Опять Господь уберег.

Автобиография Ивана Павлова из личного дела кандидата в члены ВКП (б)

С Третьим Украинским фронтом он с боями прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Украину. А в 1946 году, после демобилизации, пришел поступать в только что открывшийся Богословский институт, будущую Московскую духовную семинарию.

«Глаза спят, а он тебя слушает»

Сохранив в одних боях, Господь призвал Ивана Павлова на новое поле брани: в 1954 году он принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского (чья память — как особый знак — приходится как раз на 22 июня — день начала Великой Отечественной войны), а потом и сан иеромонаха. И началось его полувековое пастырское служение. Старцем он себя никогда не считал. А на вопрос, есть ли сегодня старцы, отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».

Читайте также:  Бывшая свекровь толкование сонника

«У меня на всю жизнь осталось в памяти, — рассказывает епископ Алексий (Поликарпов),— уже вечер, батюшка сидит на диванчике в келье, а я пришел со своими вопросами, вижу, что он устал, как говорят «смертельно устал», у него открыты глаза, но они уже спят. Глаза спят, а он тебя слушает (…) Его ответы были для нас очень важны — это не только указание направления жизни, но прежде всего важно то, что есть человек, который тебя слушает, которому полностью доверяешь, открываешь все свое сокровенное. Это очень важно, чтобы тебя всегда выслушали».

Отец Кирилл был очень тактичным, всегда немногословным, никогда не повышал голоса. Говорил он очень просто, но слова его побуждали человека действовать, менять свою жизнь. Старец никогда не настаивал на своем, с уважением выслушивал иную точку зрения и мог изменить свою. Да, он мог и отказать в духовном руководстве — тем, кто брал у него благословение, но поступал по-своему. Но никого не осуждал и старался ничем не задеть чужого самолюбия.

Он принимал людей при малейшей возможности. Ложился спать всегда поздно, за полночь или часа в два ночи, а рано утром вставал и до службы опять шел исповедовать — патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, священников, монахов, семинаристов, мирян…

Ответ начальника отдела хранения Филиала Центрального архива Минобороны РФ (военно-медицинских документов) на запрос о ранении И.Д. Павлова

Мало кто знал о бессонных ночах, о мучительных болезнях и болях, которые ему приходилось переносить — давали себя знать фронтовые раны и застуженные легкие. 13 лет продолжалась его последняя тяжелая болезнь после инсульта — своего рода затвор. Хотя и тогда его духовные чада приезжали — просто постоять рядом, прикоснуться к руке, ни о чем не говоря, ничего уже не спрашивая, не советуясь, а просто радуясь, что он еще здесь, что можно вот так согреться вблизи него. И вспоминать его слова: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, — то ждите войн и бедствий».

Отец Кирилл умер 20 февраля 2017 года в возрасте 97 лет.

Отпевание и погребение воина Христова состоялось 23 февраля, в День защитника Отечества.

Источник: http://pravoslavie.ru/128654.html

Кирилл Павлов

Среди старцев последних времен выделяется фигура архимандрита Кирилла (Павлова). Полвека батюшка духовно окормлял братию Троице-Сергиевой лавры. Был духовным наставником трех русских патриархов, сменявших друг друга. Приезжающим к нему за советом и помощью людям он открывал целую вселенную духовного мира.

Отец Кирилл прошел большой жизненный путь. Он воевал, начиная от Сталинграда. В послевоенные годы пошел в духовную семинарию, затем в академию, и после в Троице-Сергиеву лавру. Стал духовником не только последней, но и огромного количества духовенства, епископата, в том числе и трех российских патриархов.

Биография старца архимандрита Кирилла (Павлова)

Отец Кирилл, в миру Павлов Иван Дмитриевич, родился в благочестивой крестьянской семье в 1919 году, в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии. Позже, став монахом, архимандрит Павлов частенько навещал свои родные места, где покоились его родные, семья. Родительский дом Павловых не сохранился. В родном селе батюшка помог восстановить церковь и колокольню при ней, которые действовали весь период советской власти, не закрываясь и не подвергаясь гонениям.

В раннем детстве, с 12 лет, жил на попечении старшего брата. Тот был неверующим и юного Ивана окружала атеистическая среда, под влиянием которой он и сам отошел от Бога. В далекие 30-е годы, а точнее с 1934 по 1938 гг. молодой Павлов отучился в Касимовском индустриальном техникуме. Закончил его и через год был призван в армию на Дальний Восток. До этого успел поработать технологом на металлургическом заводе.

Военные годы

Тут грянули грозные 40-е гг. в звании лейтенанта участвовал в обороне Сталинграда, воевал в Венгрии, дошел до Австрии. В 1946 году демобилизовался из армии, находясь на тот момент в Венгрии. Ему присвоено звание Героя Советского Союза, много вручено наград, — орденов и медалей, в том числе «За оборону Сталинграда».

В этот тяжелый период И.П. возвратился к отеческой православной вере. Этому способствовали тяжелые условия жизни, близкое присутствие смерти, что заставляло задуматься о смысле и ценности жизни. Ответ на свои наболевшие вопросы будущий духовник всея Руси обрел в Евангелии.

Священную книгу он случайно нашел в разбитом доме, во время взятия Сталинграда в 1943 году. Она увлекла, заинтересовала И. П., который настолько проникся святыми строками, что они стали для него как будто бальзамом для измученной души.

Важно! Батюшка никогда не расставался со своим Евангелием. До самого окончания войны так и проносил в кармане. Оно хранило старца, утешало, а после войны привело в духовную семинарию.

Прямо в военной форме в 1946 году пришел он поступать в духовную семинарию в Москве, в Новодевичьем монастыре. Был допущен к экзаменам и стал с воодушевлением готовиться к ним: учить наизусть псалмы, молитвы, необходимо было знать церковнославянский язык.

Огромное желание получить духовные знания помогло будущему старцу преодолеть все трудности. Ведь он не был приобщен к церковной жизни с детства, жил в неверующей среде. Но экзамены были блестяще сданы. Позднее с таким же успехом И. Павлов закончил духовную академию.

В 1954 году брат Кирилл стал на путь иночества в Троице-Сергиевой лавре. При крещении (рождении) он получил имя Иоанна Богослова, апостола любви, а в монашеском постриге — преп. Кирилла Белозерского.

На него было вначале возложено послушание пономаря, затем казначея, а после и духовника братии лавры, которое он нес до самых своих последних дней. Позже батюшка переехал в Переделкино, где находится Патриаршая Резиденция, так как принял послушание духовника Алексия II. Награжден несколькими церковными наградами, орденами:

  • преп. Сергия Радонежского;
  • св. князя Владимира.

В 2003 году перенес инсульт. Это прервало его внешние отношения с окружающим миром. Старцу было трудно разговаривать, двигаться. Но не остановило его молитвы за всех нас. Он имел любящее сострадающее сердце, откликающееся на каждую просьбу, любую беду.

Отец Кирилл, превозмогая со смирением собственные страдания и болезни, принимал боль всех скорбящих на себя, отмаливал наши грехи до самых последних дней своей жизни. Он имел фронтовые ранения, перенес несколько хирургических операций.

Последние годы

Последнее время отец Кирилл пребывал в Переделкино. Люди шли к нему за советом в трудных жизненных обстоятельствах. Батюшка был очень внимательным ко всем приходившим к нему. Всегда размышлял, советовал, сочувствовал и молился.

Старец Кирилл был болен и прикован к постели. Но и в немощи своей молился за каждого брата обители. Ведь батюшка помог возродить множество монастырей:

  • Валаамский;
  • Дивеевский;
  • Толгский;
  • Горненский во Иерусалиме.

Духовные чада батюшки также все время чувствовали его духовную поддержку, несмотря на немощи и болезни старца, его неподвижность. Отец Кирилл всегда принимал участие в жизни людей, приходивших к нему за помощью. Батюшка не был чудотворцем. Всегда молился и советовал, как поступить в том или ином случае.

Кончина старца

Умер батюшка в 2017 году, 20 февраля, на 98-м году жизни, находясь долгое время на одре болезни в Переделкино. Прах его покоится в Троице-Сергиевой лавре. Отпевание проходило там же, в Успенском соборе, через три дня, 23 февраля, в день защитника Отечества. Все это время был открыт круглосуточный доступ для верующих к телу почившего батюшки.

Успенский собор не мог вместить всех желающих присутствовать на отпевании, поэтому многие молились на улице. Перед погребением тело отца Кирилла было обнесено вокруг Успенского собора. Старца похоронили на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа.

Сочинения и проповеди

Не перечесть всех тех, кто обращался к отцу Кириллу. Он насыщал их сердца радостью и оптимизмом. Число их — вся святая Русь. Батюшка являлся духовником многих архиереев РПЦ, настоятелей (-ьниц) монастырей, монахов и монахинь, а также множества мирян.

К нему приезжали не только из России, но и из многих других стран. Сегодня, с каждым днем, все более ценными становятся воспоминания о встречах с батюшкой, его напутствия и советы.

Наставления батюшки были всегда очень просты, доходчивы, потому что шли не от книг, а диктовались богатым жизненным и духовным опытом. Целью христианской жизни старец называл стяжание Духа Святого, то есть благодати Божьей. Большинство его поучений записано в эпистолярном жанре.

Он писал много писем своим духовным чадам: архиереям, рядовым священнослужителям, монахам, мирянам. Его проповеди собраны в нескольких печатных сборниках, выпущенных под его именем:

  • «Ищите прежде царствия Небесного»;
  • «Время покаяния»;
  • «Похвала Божьей Матери»;
  • «Проповеди».

Старец написал вступление к книге о маршале Жукове, написанной его дочерью Марией Жуковой «Маршал Жуков — мой отец». В 2012 году вышла книга о самом старце Кирилле под редакцией протоиерея В. Кузнецова «Старец архимандрит Кирилл (Павлов)». В ней собраны рассказы очевидцев о знаменитом старце, воспоминания о нем.

Читайте также:  Луна в 7-ом доме

Пророчества

Предсказания старца в основном связаны с будущим России. Он предвидел, что до прихода Антихриста, осталось совсем немного времени. Духовные чада и другие верующие его часто спрашивали о природе ИНН, что это и нужно ли этого бояться?

Интересно! Старец считал, что такое явление современной жизни, технического прогресса как ИНН, электронные паспорта еще не являются печатью антихриста. Но это уже первые предвестники грядущих испытаний для всех верующих.

За ними придут новая система учета и контроля над людьми — чипы, вживляемые внутрь тела, под кожу. Такие устройства уже получат доступ к физической системе человека и смогут влиять на его душу (психику), подчиняя ее своему контролю.

Архимандрит Павлов считал, что уже сейчас, на этом этапе, нужно отказаться от принятия новых документов, сохранив возможность пользоваться документами старого образца. Такого права для верующих необходимо добиваться на государственном уровне. Если этого не сделать, в будущем будет намного труднее сохранить верность Богу.

Воспоминания о старце

Кто-то из духовных чад рассказывал о батюшке очень поучительный случай. Отец Кирилл был очень болен и лежал в полузабытьи. Вокруг него стали собираться близкие ему люди. Все пели, молились, но батюшке не становилось лучше. Глаз он не открывал и было принято решение потихоньку расходиться.

Когда духовные чада старца поднялись и начали прощаться, направляясь к выходу, батюшка поднял правую руку и не выходя из состояния полузабытья, с закрытыми глазами, стал благословлять всех, покидающих его келью. Кто-то пересчитал количество крестных знамений, — оно точно совпадало с количеством приходивших к нему посетителей.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/arhimandrit-kirill-pavlov.html

Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов

20 февраля исполняется три года со дня смерти архимандрита Кирилла (Павлова)

Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)»).

«Порой это было хуже ада»

О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело. ».

Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле. ».

По словам святителя Николая Сербского, есть неумолимый закон греха — война человека против человека является следствием войны против Бога: «Мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна».

Саперы расчищают проходы в противотанковых заграждениях. Фото Ф. Левшин

Будущий архимандрит Кирилл, а тогда просто Иван Павлов встретил ее начало практически на границе с Китаем, в селе Барабаш Хасанского района — солдатом-срочником в 96-м саперном батальоне 92 стрелковой дивизии. А уже осенью 1941-го оказался вместе со своей частью на Волховском фронте. Там, на станции Хвойная под Тихвином в первом же бою сложили головы многие его однополчане.

«Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился…», — рассказывал отец Кирилл.

Но Ивана Павлова Господь хранил. Когда весной 1942 года его, раненого, эвакуировали в госпиталь в Кировскую область, это спасло ему жизнь. Келейница батюшки монахиня Евфимия (Аксаментова) рассказывала с его слов: батальон вскоре отправили очищать минные поля, и никто из 400 бойцов с задания не вернулся.

«Клубы черного дыма поднимались до облаков»

В 1993 году архимандрит Кирилл в Волгограде, на праздновании 50-летия победы в Сталинградской битве вспоминал о первых днях сражения на Волге (эти кадры вошли в документальный фильм «Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов»): «Мы стояли в обороне Сталинграда, примерно в километрах 20-25 от города. В один из воскресных дней августа месяца 1942 года, когда немецкие бомбардировщики в количестве около тысячи самолетов налетели на город — картина была очень-очень страшная. Город был весь охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков. Нас сняли с обороны. Я в это время был ранен».

Как следует из архивных документов, в начале Сталинградской битвы Иван Павлов служил в 9-ой мотострелковой бригаде. 23 августа 1942 года фашисты форсировали Дон, при поддержке авиации прорвались к Волге севернее города, и немецкие танки в сопровождении морпехоты начали стремительное продвижение к Сталинграду. 9-я бригада контратаковала противника с севера, захватила село Орловка (Городищенский район) и удерживала его до прихода подкрепления, отрезав наступающим немцам «хвост» — перекрыв им снабжение продовольствием и боеприпасами.

История болезни Ивана Дмитриевича Павлова в эвакогоспитале на станции Кайсацкая Сталинградской области, 1942 г.

А через месяц 9-ю мотострелковую после боев уже в самом городе — в районе завода «Красный Октябрь» и на Мамаевом кургане — из-за тяжелых потерь вывели с переднего края на отдых и переформирование. Но в этих смертельных боях красноармеец Павлов, судя по архивным документам, не участвовал: 7 сентября он был ранен и на фронт из госпиталя вернулся только 11 октября (в декабре 2019 года в военно-медицинском архиве в Санкт-Петербурге обнаружена история болезни Ивана Павлова в эвакуационном госпитале N2904 на станции Кайсацкая Сталинградской области). Новым местом службы Ивана Павлова стала 254 танковая бригада.

«Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу»

Зимой 1942-1943 года почти два месяца бойцы 254 танковой бригады лежали в обороне в снежных окопах и траншеях. Отец Кирилл вспоминал: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили. Чудом Божиим!».

В боевой характеристике красноармейца Павлова говорится о его подвиге у деревни Цыбенко (он был подносчиком мин и «своевременно обеспечивал расчет, который уничтожил до 90 солдат и офицеров противника, 3 немецких миномета, 4 автоматчика»). 6 февраля 1943 года за боевые заслуги его даже приняли кандидатом в члены ВКП (б) (об этом свидетельствует его личное дело, обнаруженное летом 2019 года в ЦА Минобороны в Подольске).

«Не мог отделаться, защитить себя, мотивировку найти… Они наметили нас пять человек — дескать, победили под Сталинградом, молодые, дисциплинированные — политрук поручился, прошение написал…», — рассказывал отец Кирилл об этом эпизоде своей военной биографии.

Сам же он не мог забыть другое — странную и страшную тишину и трупный запах, делавшие освобожденный Сталинград воистину мертвым городом, вселявшим ужас перед смертью.

«Был апрель, уже пригревало солнце, — вспоминал отец Кирилл в одном из своих телевизионных интервью (эти кадры вошли в документальный фильм «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова»).

«Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события».

Когда Господь отнимает разум

В сентябре 1943-го состоялась знаменитая встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой был избран Патриарх, начали открываться храмы и духовные школы, а пастыри возвращались из тюрем.

После этого «в корне изменилось положение на фронте, — вспоминал отец Кирилл. — Даже Жуков в своих мемуарах на это внимание обращает. Он говорит, немецкие генералы в начале войны такие стратегические планы строили, а с 1943-го те же самые генералы стали делать ошибки, ляпсусы, такие, что приходилось только удивляться. А это очень просто: Господь всегда, когда хочет наказать, отнимает разум. Поэтому, когда Господь решил спасти Россию — Он отнял у немецких генералов разум — они стали делать просчеты. А наши умудрились».

Читайте также:  Именины Дмитрия по православному церковному календарю

Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП (б) Ивана Дмитриевича Павлова от 6 февраля 1943 года

Но отношение к верующим бойцам у многих отцов-командиров не изменилось, и отказ от вступления в партию по религиозным соображениям чуть на стоил Ивану Павлову жизни. «Меня мытарили. Вывели в политотдел корпуса, там полковник старый, татарин, меня так чистил — ой! Пугал, такие каверзные вопросы задавал. Потом говорит: «Да ты засиделся… Тамбов тебе?» Говорит старшине: «Завтра 34-я танковая бригада на передовую едет, его — туда, автоматчиком»! Господь спас. Меня старшина наш повел туда. Ну, автоматчик на танке — это, конечно, смерть. А начальник штаба выходит: «За что его к нам? Чем он провинился?» Он говорит: «За религиозные убеждения. Верующий». А тот отвечает: «У нас таких своих полно. Не надо, голубчик, веди его обратно». Отказался», — рассказывал отец Кирилл. Опять Господь уберег.

Автобиография Ивана Павлова из личного дела кандидата в члены ВКП (б)

С Третьим Украинским фронтом он с боями прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Украину. А в 1946 году, после демобилизации, пришел поступать в только что открывшийся Богословский институт, будущую Московскую духовную семинарию.

«Глаза спят, а он тебя слушает»

Сохранив в одних боях, Господь призвал Ивана Павлова на новое поле брани: в 1954 году он принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского (чья память — как особый знак — приходится как раз на 22 июня — день начала Великой Отечественной войны), а потом и сан иеромонаха. И началось его полувековое пастырское служение. Старцем он себя никогда не считал. А на вопрос, есть ли сегодня старцы, отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».

«У меня на всю жизнь осталось в памяти, — рассказывает епископ Алексий (Поликарпов),— уже вечер, батюшка сидит на диванчике в келье, а я пришел со своими вопросами, вижу, что он устал, как говорят «смертельно устал», у него открыты глаза, но они уже спят. Глаза спят, а он тебя слушает (…) Его ответы были для нас очень важны — это не только указание направления жизни, но прежде всего важно то, что есть человек, который тебя слушает, которому полностью доверяешь, открываешь все свое сокровенное. Это очень важно, чтобы тебя всегда выслушали».

Отец Кирилл был очень тактичным, всегда немногословным, никогда не повышал голоса. Говорил он очень просто, но слова его побуждали человека действовать, менять свою жизнь. Старец никогда не настаивал на своем, с уважением выслушивал иную точку зрения и мог изменить свою. Да, он мог и отказать в духовном руководстве — тем, кто брал у него благословение, но поступал по-своему. Но никого не осуждал и старался ничем не задеть чужого самолюбия.

Он принимал людей при малейшей возможности. Ложился спать всегда поздно, за полночь или часа в два ночи, а рано утром вставал и до службы опять шел исповедовать — патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, священников, монахов, семинаристов, мирян…

Мало кто знал о бессонных ночах, о мучительных болезнях и болях, которые ему приходилось переносить — давали себя знать фронтовые раны и застуженные легкие. 13 лет продолжалась его последняя тяжелая болезнь после инсульта — своего рода затвор. Хотя и тогда его духовные чада приезжали — просто постоять рядом, прикоснуться к руке, ни о чем не говоря, ничего уже не спрашивая, не советуясь, а просто радуясь, что он еще здесь, что можно вот так согреться вблизи него. И вспоминать его слова: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, — то ждите войн и бедствий».

Отец Кирилл умер 20 февраля 2017 года в возрасте 97 лет.

Отпевание и погребение воина Христова состоялось 23 февраля, в День защитника Отечества.

Источник: http://foma.ru/starecz-kirill-pavlov-istoriya-soldata-kotoryj-stal-duhovnikom-neskolkih-patriarhov.html

КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)

Архим. Кирилл (Павлов)

Кирилл (Павлов) (1919 — 2017), архимандрит, братский духовник Троице-Сергиевой лавры

В миру Павлов Иван Дмитриевич, родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области. Родился и вырос в верующей крестьянской семье. По его словам, «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность«.

После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. В армию был призван в конце 1930-х годов, служил на Дальнем Востоке. Также участвовал в финской кампании [1]. Служил в пехоте.

Возвращение к духовности произошло во время Великой Отечественной войны. С самого начала войны он участвовал в военных действиях сержантом пехоты. Самым тяжелым военным испытанием для него было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. В чине лейтенанта и в должности командира взвода он принял участие в Сталинградской битве.

Иногда о. Кирилла ошибочно отождествляют с другим Павловым, Яковом Федотовичем, знаменитым сержантом, оборонявшим легендарный сталинградский «Дом Павлова». Я.Ф. Павлов после войны находился на партийной работе [2].

Отец Кирилл впоследствии рассказывал:

После освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. В начале апреля 1943 года, неся караульную службу, среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие. «Я шел с Евангелием и не боялся. — впоследствии вспоминал батюшка. — Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся«.

Участвовал в боях возле озера Балатон в Венгрии. Со своей частью дошёл до Австрии.

В 1946 году в Венгрии был демобилизован и приехал в Москву.

После завершения семинарии учился в Московской духовной академии, к тому времени уже в стенах Троице-Сергиевой лавры.

25 августа 1954 года [3] принял в лавре монашеский постриг с именем Кирилл [4].

В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона [5], а затем — во иеромонаха.

Вначале был пономарём (1954), а в 1970 был назначен казначеем лавры. С 1965 года был также братским духовником. Был возведён в сан архимандрита. Со временем его духовничество стало значимым далеко за пределами обители, к нему тянулось множество людей, начиная от обыкновенных мирян, и «всероссийский духовник» подвижнически не отказывал никому в приёме. При этом он был духовником и трёх патриархов Московских и всея Руси — Алексия I, Пимена, и Алексия II. Со временем патриарх перевёл его в свою резиденцию в Переделкине, где отец Кирилл продолжал принимать множество своих духовных детей. Он любил одаривать каждого то шоколадкой, то церковным календарем, то небольшими иконками. Много писал в эпистолярном жанре: ежегодно отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

Около 2003 года со старцем случился инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не искал поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, сам поддерживал и утешал окружающих.

Предупреждал об опасности внедрения ИНН. Высказывания о.Кирилла (Павлова) о присвоении ИНН никогда не были широковещательными, а бывали всегда выдержаны в свойственном старцу духе духовной трезвости и смирения. О.Кирилл подчеркивал духовную опасность тех процессов глобализации, одним из элементов которых являются ИНН, создание «общего рынка», компьютеризация и т.д. При этом о.Кирилл призывал к бдительности и вниманию к своей душе, поскольку отречение от Христа, как подчеркивает он, может начинаться неприметно, в рутине повседневных и ставших привычными грехов, который сам человек склонен считать мелкими и незначительными. ИНН и все с ним связанное — это «начало конца», как говорит о.Кирилл, но противостояние насильственным нововведениям должно быть разумным и осторожным, так как следует страшиться не только ИНН, но и церковного раскола, не допустить которого — святой долг и призвание иерархии и духовенства [6].

Скончался 20 февраля 2017 года на 98-м году жизни, после продолжительной болезни. Отпевание возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл с многочисленным сонмом иерархов, священнослужителей, насельников Троице-Сергиевой лавры, преподавателей и учащихся Московской духовной академии, простых верующих. Погребен на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа [7].

Архим. Кирилл (Павлов)

Сочинения

Архимандрит Кирилл — автор многочисленных проповедей и поучений.

  • Сборники проповедей [8]:
    • Время покаяния
    • Ищите прежде Царствия Небесного
    • Похвала Божией Матери
    • Проповеди

Награды

  • орден прп. Сергия Радонежского
  • орден блгв. вел. кн. Владимира
  • Международная премия Андрея Первозванного (1995)
  • орден Славы
  • военные медали: «За оборону Сталинграда» и др.

Источник: http://drevo-info.ru/articles/13845.html

Adblock
detector