Светлая седмица

После праздника Светлого Христова Воскресения наступает Светлая седмица. Это – продолжение праздника, которого так долго ждали православные. В 2020-м году она начинается 20-го апреля, а заканчивается 26-го апреля.

  1. Смысл светлой седмицы
  2. Что можно и чего нельзя делать
  3. Особенности богослужения

Смысл светлой седмицы

Праздников праздник настолько велик, что празднование его не вмещается в один день. Семь дней православные отмечают его, а пасхальное настроение поддерживается еще в течение сорока дней до праздника Отдания Пасхи.

В эту седмицу верующие испытывают особую пасхальную радость, которая не сравнится ни с какой другой земной радостью. Дух, который взял вверх над телом в течение поста, ликует и разделяет радость Воскресшего Христа. Мы явно ощущаем, как не только люди, но и вся природа радуется в эти светлые дни. По поверью, солнце «играет» на Пасху.

Поста нет в течение всей Светлой седмицы. В эти дни постоянно звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе», на которое отвечают: «Воистину воскресе». Православные по обычаю христосуются при встрече друг с другом.

В дни Светлой седмицы на столе в каждом доме находятся продукты пасхальной трапезы: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Вечернее и утреннее правило состоит всего лишь из пасхальных часов.

Что можно и чего нельзя делать

В дни Светлой седмицы не положено ходить на кладбища, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение на время этого праздника. Люди ликуют вместе с ангелами, прославляя Христово воскресение.

В течение этой седмицы надо отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги, которые, кстати, исчезают сами собой. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию.

Не стоит в этот период предаваться и другим грехам: объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни надо достойно.

Особенности богослужения

Храмы на время Пасхальной седмицы переоблачаются в радостный красный цвет. Везде пестрят надписи «ХВ», что значит, Христос Воскресе.

Все службы Светлой седмицы скоры и наполнены радостью. Нет печальных песнопений, церковь ликует. Царские врата никогда не закрываются, говоря нам об открытом входе в Царствие Небесное.

Любая служба Светлой седмицы начинается с пения пасхального тропаря и стихами из псалмов, перемежается частыми возгласами иерея: «Христос воскресе!». На утрени поется пасхальный канон. На литургии вместо «Да исполнятся», «Видехом», «Тело Христово» поется пасхальный тропарь. Задостойник Пасхи «Ангел вопияше» поется на литургии до Отдания Пасхи. Псалтирь не читается всю седмицу.

На вторник Светлой седмицы бывает переходящий праздник Иверской иконы Божией Матери. На утрени к пасхальному канону присоединяются тропари Богородицы.

В пятницу Светлой седмицы отмечается переходящий праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник». В этот день после литургии служится молебен с водосвятием. В субботу бывает раздача артоса (хлеб, который освящается на Пасху и лежит перед открытыми царскими вратами всю седмицу). Заканчивается седмица Фоминым воскресением. В субботу на всенощной царские врата закрываются.

Светлая Седмица — особенная неделя для христиан

Источник: http://pravlife.ru/svetlaya-sedmicza/

Светлая неделя

Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, которая включает пасхальное воскресение и последующие шесть дней до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и так до Светлой субботы включительно.

Содержание:

Светлая неделя. Событие праздника

Церковная традиция празднования Светлой Пасхи в течение семи дней установлена еще с апостольских времен. Вся Светлая неделя считается «как день един». В Светлую седмицу каждый день, и утром и вечером, в церкви положено совершать богослужения: верующие не должны в это время заниматься обычными житейскими хлопотами, но с усердием пребывать на молитве в храме Божьем, о чем дается особое указание в 66-м правиле 6-го Вселенского Собора:

От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшеся. Ни какоже убо в предлежащия дни конная уристания да не будут, или ин людский позор да не творят (Лист 229, об). (1).

Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову. Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время, как пишет о том в своем «Уставе» свт. Арсений Уральский: «желающие звонят во всякое время, и кроме службы» (2).

В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование:

Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Светлая неделя. Богослужение в храме и дома

На Светлой неделе служба поется по пасхальному чину: опускается псалтырь, отменяются земные поклоны и обычное поминовение усопших, а также пост для среды и пятницы. Минейные службы на Светлой седмице опускаются, так как каноны соответствующим святым вычитываются заранее, на павечерницах во время Великого поста. Исключения встречаются в том случае, если на седмицу выпадают двунадесятые праздники (Благовещение) или память особо почитаемых полиелеосных святых, как, например, св. влмч. Георгий. По окончании литургии положено совершать крестный ход в память о женах-мироносицах, шествовавших в Пасхальную ночь ко Святому Гробу. В Светлый вторник по Триоди Цветной поется бденная служба Пресвятой Богородице Одигитрии.

Домашний устав Светлой седмицы также имеет свои особенности. Вместо повседневных полунощницы и павечерницы поются пасхальные часы. За дневной и вечерней трапезой обычные молитвы заменяет трехкратное пение «Христос воскресе». Рекомендуется также пение пасхального молебна с каноном (особенно для тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать за богослужением), так как домашнее правило в эти дни имеет значительное сокращение по времени по сравнению с привычным молитвословием. На семипоклонном начале до самого отдания Пасхи вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник «Светися, светися». Подробные пояснение об уставе на светлую неделю можно найти в библиотеке нашего сайта или в домашнем молитвеннике.

Священный хлеб «артус»

С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артус». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.

С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса.

Народные традиции Светлой седмицы

По старинному преданию, крестьяне верили, что с первого дня Светлой недели Сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, вплоть до Своего Вознесения. «Одеты небесные странники в нищенское рубище, а потому, — гласит народный сказ, — и невдомек никому: кто они. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей». Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников, не имевших особенно тяжких преступлений. Всю Светлую неделю по всей Руси не умолкал радостный пасхальный звон: гудели-перекликались колокольни.

М. Гермашев. Пасхальный звон

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Священники ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иеросалим: «Семь Светлых седмиц под Богом походитьв Ерусалим-град не ходить!» — говорили благочестивые люди.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Светлой недели:

«Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедианты, и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерен, где позволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убежден, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.

Читайте также:  Измена любимого мужчины

Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет. В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии о Святой, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепешки, называемые мемми (mammi).

В Малороссии и Белоруссии о Святой неделе поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкою, ходя по домам ночью ватагою, которая называется волочебник; тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обыкновенно первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, то есть домашнее благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Никола — коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров — собирает и т. д., и после всякой строфы припевают «Христос Воскресе».

Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости теленка, освященного на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града».

Подробно о народных пасхальных традициях читайте в статье Пасха на Руси. Записки этнографа.

Источник: http://ruvera.ru/svetlaya_nedelya

Светлая седмица

Светлая Седмица.

Светлая седмица – первые дни празднования Святой Пасхи, от собственно Пасхи до Антипасхи (Недели Фоминой). Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы звучит звон во все колокола.

Пасхальная неделя

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой, или, как в народе ее прозвали Красной горки. . Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник, Светлая Среда, Светлый Четверг, Светлая Пятница, а последний день — Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Всю неделю, после каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами и носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются одним днем, принадлежащим вечности, где » времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

О причастии в Светлую Седмицу.

Одна из радостных особенностей Светлой седмицы — причащаться на этой неделе можно без соблюдения поста и без исповеди, каждый день, в течение всей Светлой седмицы. Но это при условии, если соблюдался пост и исповедовались во время Великого поста.

Д остаточно не есть с 12 часов ночи. Перед Причастием в эти дни читается только Последование ко Святому Причащению (без псалмов). Вместо остальных канонов — канон Пасхи, который и так читается на утрене перед литургией.

Если есть желание исповедаться, то можно попросить об этом батюшку.

Пасхальный колокольный звон

На Светлой седмице в большинстве храмов есть традиция пускать всех желающих на колокольню, чтобы позвонить.

Под присмотром штатного звонаря можно исполнить несложную мелодию. Если давно мечтали научиться звонить — отличный повод начать. Колокольный праздничный звон — один из традиционных символов Пасхи.

Перед тем как звонить, нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.

Для того, что бы звон получился действительно красивым, нужно знать некоторые особенности.

Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.

После окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.

Почему на Пасху красят яйца?

Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию.

После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.

С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ.

Молитвословия Часов пасхальных

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)

Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (cорок раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

До праздника Вознесения Господня

Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи.

В этот период все молитвословия начинаются с тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», который читается три раза.

Молитва «Царю Небесный не читается», так как обращена к Святому Духу.

Читайте также:  Хирон в Раке

Связано это с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы мысленно следуем за евангельским повествованием.

Согласно Евангелию, Святой Дух сойдет на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова — на Троицу.

Тогда «Царю Небесный» начнут читать вновь.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

С Вознесения до Троицы

Этот период длится 10 дней.

Уже не произносится тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» по-прежнему не читается.

Молитвословия сразу начинаются с Трисвятого:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Молитва перед едой

До праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи

«Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — кондак «Ангел вопияше».

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

Народные традиции

Пасхальная неделя

(Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская)

Звоном колоколов, волочебными песнями, хороводами, катанием яиц встречал весь крещеный русский мир Пасхальную, Светлую, Святую неделю. И как было не радоваться, как не веселиться, когда все кругом пробудилось, восстало из тьмы.

Начиная с Пасхи и всю Светлую неделю молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гуляния и игры.

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Священники ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим: «Семь Светлых седмиц под Богом походить — в Ерусалим-град не ходить!» — говорили благочестивые люди.

Старинное предание гласит, что с первого дня Светлой недели Сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, вплоть до Своего Вознесения. «Одеты небесные странники в нищенское рубище, а потому, — гласит народный сказ, — и невдомек никому: кто они. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей». Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников, не имевших особенно тяжких преступлений. Всю Светлую неделю по всей Руси не умолкал радостный пасхальный звон: гудели-перекликались колокольни.

М. Гермашев. Пасхальный звон

Светлый понедельник

Пасха продолжается, колокола звонят, в храмах проводятся праздничные литургии, совершаются крестные ходы и врата открыты до самой субботы.

В этот день читается зачало Евангелия от Иоанна, Глава 1, Стихи 18-28 , в котором говорится:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» .

Евангелист замечает, что Бога на самом деле никто из людей не видал, даже Моисей: люди иногда удостаивались видеть славу Божию под какими-либо покровами, но никто не созерцал ее в неприкровенном виде (ср. Исх. 33. 20), и евангелист признает это возможным для верующих только в будущей жизни (1 Ин. 3. 2; ср.: 1 Кор. 13. 12). Только Единородный Сын, вечно − и до воплощения, и по воплощении − пребывающий в недре Отчем, видел и видит Бога в Его величии и потому в известное определенное время явил Его миру, т.е., с одной стороны, явил людям Бога как любящего их Отца и раскрыл Свое отношение к Богу, − с другой же стороны, Он осуществлял в Своей деятельности намерения Бога относительно спасения людей, и через это, конечно, еще больше разъяснял их. После Христова Воскресения воистину мы можем познать Бога через Христа, который явил нам Себя (А.П. Лопухин «Толковая Библия»).

Светлый вторник

Церковь воспоминает явление Господа Его ученикам, Луке и Клеопе, по дороге в Эммаус (Лк. 24. 12−35).

Несмотря на то, что наступила уже ночь, они тотчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с прочими учениками. Те, в свою очередь, поведали им, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». Но рассказу Луки и Клеопы, как свидетельствует св. Марк (16. 12–13), прочие ученики не поверили. Надо полагать, что их смутили эти непонятные для них явления Господа то тут, то там, невозможные для обыкновенного человека, а также и то, что Он явился эммаусским путникам «иным образом». Вера их не была еще твердой, т.к. они не понимали еще нового бытия Господа по воскресении, не знали свойств Его прославленного тела. Вот почему, когда Он затем является всем им вместе, при закрытых дверях, они принимают Его за призрак.

(Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Во вторник Светлой седмицы особо совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Это торжество установлено в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке.

Иверская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Вратарница» (Привратница), принадлежит к иконописному типу Одигитрия («Путеводительница»).

Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию, он написан евангелистом Лукой.

Светлая среда

В этот день читается отрывок из Евангелия, в котором Господь обращается ко всем Своим последователям, предрекая: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (см. Ин. 1. 35−51).

«Под этими словами Господь подразумевает, что Его ученики духовными очами узрят славу Его, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт. 28. 11–17), через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим. Этим именем Господь часто называет Себя; в Евангелии мы можем насчитать 80 подобных случаев. Этим Христос положительно и неопровержимо утверждает Свое человеческое естество и вместе с тем подчеркивает, что Он − Человек в самом высоком смысле этого слова: идеальный, универсальный, абсолютный Человек, Второй Адам, родоначальник нового, обновляемого Им через Крестные страдания человечества. Таким образом, подобное название нисколько не является лишь уничижением Христа, но вместе с тем выражает Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нем осуществленный идеал человеческой природы, т.е. такого человека, каким ему надлежит быть по мысли Творца и Создателя его − Бога»

(Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Светлый четверг

В четверг Светлой седмицы в Евангельском чтении говорится о том, как к Христу пришел фарисей Никодим, которому Господь поведал о рождении свыше, о Таинстве Крещения.

Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел

(Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Светлая пятница

Евангелие, читаемое в этот день, повествует о том, как Христос изгнал торгующих из храма, и о том, как Он пророчествовал о Своих смерти и Воскресении (Ин. 2. 12−22).

Евангелист говорит, что в продолжение праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Сам Иисус не вверял Себя им», т.е. не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь «знал всех» как всемогущий Бог, «знал, что в человеке» − что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру

(Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

В пятницу Светлой седмицы совершается торжество в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Богоматерь называют Живоносным Источником, ибо от Нее родился Христос − Путь, Истина и Жизнь.

В честь обновления (то есть перестройки и украшения) храма в честь этой иконы в пятницу Светлой седмицы совершается праздник и происходит освящение воды.

Светлая суббота

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб − артос.

Артос — большой круглый хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова.

Обычай этот корнями уходит в апостольские времена. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся ученикам, при этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее и в память их, святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется, и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верным.

Есть артос полагается натощак в особых случаях.

Читайте также:  Гадание Таро на отношения с человеком онлайн

Антипасха

В восьмой день по Пасхе Церковь вспоминает явление воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился Своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фомина воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Слово «Антипасха» означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе», но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Фоминой неделей этот день называют в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все это время, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Сколько дней длится пасхальный период?

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

Весь этот период, 40 дней после Пасхи, считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.

Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

О причащении и поведении в Светлую седмицу.

Встречая великий Праздник Пасхи – Христово Воскресение – многие верующие искренне хотят всю Светлую седмицу провести в радости.

Для кого-то это личный опыт познания Христа, кто-то поступает так, выполняя 66-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит о том, что «всю неделю верные должны непрестанно упражняться во псалмах, и пении, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и внимая чтению Божественных Писаний, и наслаждаясь Святыми Тайнами».

Эти слова призывают нас причащаться на Светлой седмице каждый день. Но как выполнить это правило? Ведь перед причастием мы обычно постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица – это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания.

Конечно, причащаться можно и нужно – хоть каждый день пасхальной недели. Такое частое причастие на Светлой седмице – награда тем, кто соблюдал Великий пост. Молитвенное правило в эти дни особое – пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие – все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Вместо всех канонов – Пасхальный канон, вместо Последования ко святому причащению – часы Святой Пасхи и остающиеся неизменными молитвы ко святому причащению.

Пост в пище перед причастием может заключаться только в воздержании накануне вечером от мяса и с 12 ночи до причастия, как обычно, воздержании от пищи и питья. От супружеских отношений, по возможности, следует в эти святые дни воздерживаться, а накануне причастия это совсем недопустимо.

Что касается исповеди на Пасху – у каждого священника своя практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то благословляет причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят Светлую седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, то это все равно, что они забирались, забирались на гору – и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса – и все. Если так жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние. А если человек готовился и старается в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. И радость о Воскресении Христовом ярче освещает его душу, дольше веселит сердце.

Светлая седмица – это не время загула. Не стоит тратить время в кино, театре, читать запоем книги, чрезмерно есть. Пасха – это радость Царствия Небесного. А в Царствии Небесном мы не будем есть мясо, ходить в кино, не будем читать детективные романы, не будем играть в компьютерные игры – но там радости будет больше, чем здесь, на земле! К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

В эти дни хорошо посещать болящих, поддерживать обездоленных, гулять на природе, ходить в гости – но везде нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.

Смысл христианства – это Пасха. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» – говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16).

Христианство – это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти диавола. Это радость о воскресении Христа.

Источник: http://poletova.nethouse.ru/svetlaya_sedmiza

Азбука веры

5 ступеней веры

  • 5 Церковь – практика веры
    • Назначение Церкви
      • • Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
    • Для чего нужны священники?
      • • О духовном отце
      • • Таинство Священства
    • Богослужения
      • • Богослужебный язык
      • • Переводы богослужений
      • • Литургика
      • • Литургия
      • • Церковное пение
    • Святые и святость
      • • Жития святых
    • Духовная жизнь
      • • Что такое духовная жизнь?
      • • Основы духовной жизни
      • • Молитва
        • • Учитесь молиться
        • • Молитва и жизнь
        • • Иисусова молитва
        • • Молитвослов
      • • Таинства
        • • Таинство Крещения
          • • Крещение детей
        • • Таинство Миропомазания
        • • Таинство Покаяния (Исповедь)
        • • Таинство Причащения
          • • Подготовка к Причастию
          • • Как часто причащаться
        • • Таинство Елеосвящения
        • • Таинство Брака
        • • Таинство Священства
          • • Для чего нужны священники?
      • • Духовное чтение
      • • Милосердие
      • • Мистика
      • • О духовном отце
      • • Духовная борьба
      • • Психология и духовная жизнь
    • Православный пост
      • • Пост перед Причастием
      • • Рождественский пост
      • Великий пост
        • • Страстная седмица
      • • Апостольский пост
      • • Успенский пост
    • • Икона – окно в иной мир
    • • Что такое чудо?
    • • Женщина в Церкви
    • Монашество
    • Любовь и семья
      • • О любви телесной
      • • Зачем вера детям?
    • • О культуре
    • • История Церкви
    • • Церковь и медицина
  • 4 Христианство
    • Иисус Христос
      • • Свидетельства об Иисусе Христе
      • • Крест – символ Любви
    • • Сущность христианства
    • • Мешают ли догматы свободе?
    • • Предание – опыт Церкви
    • Св. Писание (Библия)
      • • Ветхий Завет
      • • Новый Завет
      • • Текст Библии и толкования
    • • Христианство и мир
    • • Искажения христианства
    • • Человек
    • • Социально-эконом. учение
  • 3 Чем отличаются религии
    • • О религиях
    • • Бог и религии
    • Ислам
      • • Коран
      • • Мухаммед – пророк ислама
      • • Ислам и христианство
      • • Ответы на вопросы мусульман
    • Секты
      • • Свидетели Иеговы
    • Иудаизм
      • • Каббала
    • • Язычество
    • • Оккультизм
    • • Человекобожие
    • Индуизм, буддизм
      • • Теория реинкарнации
    • • Католицизм
    • • Протестантизм
  • 2 Мораль и духовность
    • • Мораль и религия
    • • Нравственное богословие
    • • Ну, и какие у меня грехи?
    • Пороки общества
      • • Аборт. Человек или плод?
      • • Курение или табакозависимость?
      • • Миф о половой ориентации
      • • Оккультизм
      • • Блуд
  • 1 Смысл жизни
    • • О смысле жизни
    • • О вере и неверии
    • • О Боге
    • • О природе зла
    • • Наука и религия
    • Жизнь после смерти
      • • Самоубийство

Алфавитный раздел

  • Древо сайта
  • Как помочь
  • Баннеры
  • О нас
  • Рубрики:
  • Алфавитный раздел

Светлая седмица

Све́тлая седми́ца – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» ( Откр. 10:6 ).

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Источник: http://azbyka.ru/svetlaya-sedmica

Adblock
detector