Волевые качества человека и их развитие

Сила воли

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

Целеустремленность и настойчивость

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели. Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность — способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не «перегорит» на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек — можно сказать — предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости — в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В самом «бою» (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на «авось» или свою интуицию.

Качество самоконтроля

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты — между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку. Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он «заразится» этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется. Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством. ), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому — Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного «Я», принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

Следует понимать, что не все виды увлеченности одинаково полезны. Некоторые увлечения развивают интеллектуальные способности, но не волю, другие увлечения — наоборот. Увлечение ребенка чтением книг — как и компьютерными играми, например — развивает интеллект, способствует пониманию жизненных проблем, особенностей межличностных отношений. Где-то книга может подтолкнуть ребенка к решительным действиям, но где-то она же может оттолкнуть его от каких-либо действий, заронив сомнения и равнодушие.

Увлеченность ребенка чем-то позволяет ему через свои интересы и склонности в деятельности находить много приятного. Но сила воли — это способность делать неприятное. Если ребенок все свободное время будет делать только приятное, то вряд ли его сила воли будет развиваться.

Основные идеи для формирования и развития волевых качеств у ребенка:

— разностороннее развитие (не замыкаться на одном-двух видах деятельности),

— предъявление к ребенку достаточно высоких требований,

— требовательность к себе (речь идет о родителях),

— разумный баланс между мягкостью и суровостью,

— приучение к дисциплине, к тому, что есть вещи, безоговорочно обязательные для выполнения,

— развитие физического здоровья,

— формирование адекватной самооценки и реалистичного мировоззрения,

— развитие здоровой критичности и самокритичности,

— борьба с малодушием и самообманом,

— знакомство с биографиями выдающихся, успешных людей.

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/volevye_kachestva_cheloveka_i_ih_razvitie.html

Волевые качества личности и их развитие

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Далее рассмотрим понятие воли, волевых качеств, а также особенности их развития.

Понятие воли и волевых качеств

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

Виды волевых качеств

  1. Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта (рис. 1).

Рисунок 1. «Этапы волевого акта»

  • Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции.
  • Целеустремленность и настойчивость. Это активность в направленности индивида на определенный результат деятельности. Виды целеустремленности:
    • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
    • актическая (достижение краткосрочных целей).
    Читайте также:  Уран в 4 доме
  • Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
  • Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
    • принятии решений,
    • умении не поддаваться влиянию,
    • критическом подходе в целом.
  • Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
  • Самоконтроль. Соподчинение мотивов. Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.

    Рисунок 2. «Волевые качества»

    Развитие волевых качеств

    Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

    Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

    Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

    Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

    Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

    Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

    Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

    Источник: http://spravochnick.ru/psihologiya/volya_i_volevye_deystviya/volevye_kachestva_lichnosti_i_ih_razvitie/

    5. Волевые качества человека и их развитие.

    Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

    Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.

    Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью воле­вых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

    Выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Таким образом, выдержка и самообразования проявляется в способности волевым усилием тормозить (ослаблять или замедлять) действия, чувства и мысли, которые мешают осуществлению принятого решения.

    Различают базальные (первичные) и системные волевые качества.

    К базальным В.К.Калин относит следующие волевые качества:

    Энергичность это способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

    Терпеливость определяется как умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

    Выдержка и самообладание (см. выше).

    Смелость способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью, или престижу) сохранять устойчивость организации психических функций и не снизить качества деятельности. Смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск из-за определенной цели.

    Системные волевые качества представляют собой определенное объединение однонаправленных проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных сфер – волевой, эмоциональной, интеллектуальной. При этом важно знать, что базовые (первичные) волевые качества образуют основу системных (вторичных) качеств, их ядро.

    Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми убеждениями, взглядами.

    Различают целеустремленность стратегическую, т.е. уме­ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин­ципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

    Настойчивость это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такой человек способен к длительному движению к намеченной цели. Противоположными качествами являются упрямство и негативизм, которые свидетельствуют о недостатках воли. Упрямые человек продолжает отставать свои ошибочные позиции, несмотря на разумные доводы негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как сла­бость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

    Принципиальность умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, взглядами, уверенностью в целесообразности определенных моральных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальность проявляется в устойчивой дисциплине поведения, в правдивых чутких поступках.

    Инициативность – это умение находить и предлагать новые, нешаблонные решения и способы их осуществления, а также предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

    Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

    От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения та­ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня­тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

    Организованность заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств.

    Последовательность действий характеризует то, что совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.

    Самостоятельность это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относится к чужому влиянию, оценивая их соответственно с позиции своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе поставить цель, организовать деятельность по ее достижению.

    Самоконтроль и самооценка. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтро­ля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может по­степенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, на­оборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координиро­вать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике. Таким образом, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. Отрицательные качества: упрямство, капризы.

    Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобла­дают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Во­левые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный харак­тер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устой­чивый характер.

    В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут де­лать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возмож­ным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влия­нием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствую­щие выводы.

    Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото­рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис­ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае­мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

    Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез­ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по­ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела­ние, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выпол­няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

    Читайте также:  Имена для девочек 27 декабря

    Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, кото­рая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных пра­вил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условия­ми реальной деятельности.

    Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уро­ки и т.д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив.

    Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у по­следнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

    Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.

    Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

    Развитие воли у детей тесным образцом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    Источник: http://studfile.net/preview/6327434/page:4/

    Волевые качества личности: что это, формирование и развитие, характеристика

    Воля помогает человеку добиться жизненного успеха, занять достойное место в обществе, достигать поставленных целей или избавляться от вредных привычек. Но не все понимают полного значения этого слова или не знают, как правильно совершенствовать в себе эти черты. В статье я подробно расскажу о волевых качествах личности, объясню, что это такое в психологии, и приведу этапы их формирования и развития.

    Основные понятия

    Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации. С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны. Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.

    Виды волевых качеств

    «Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.

    Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.

    К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:

    1. Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
    2. Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.

    Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.

    Классификация

    Волевые качества подразделяются на две категории: экстраординарные и моральные. Первая группа является основой для совершенствования второй. Расскажу о каждой из них.

    Первичные

    Список всех пунктов как положительных, так и отрицательных, довольно широк. Поэтому я обозначу самые важные черты, которые проявляются, как однонаправленные действия сознания.

    Энергичность

    Человек с подобным отлично развитым свойством умеет быстро принимать решения и действовать, прикладывая при этом максимум физических и духовных сил. Такая личность всегда настроена на позитивный лад, не останавливается перед трудностями, которые ее не тормозят, а, наоборот, еще больше активизируют.

    Не бывает и минуты, когда энергичный индивид не стремится к новой цели, не строит планов или не увлекает за собой других. Это уникальная способность одним простейшим усилием мысли превращать свои внутренние ресурсы в энергию, при этом вдохновляя на очередные подвиги окружающих. Кстати говоря, не стоит путать это понятие с общей энергичностью, присущей конкретному темпераменту или зависящей от особенностей генетики.

    Терпеливость

    Многим знакома ситуация, когда во время работы возникает усталость, головная боль и прочие болезненные состояния. Человек со слабо развитой силой воли легко подвергается этим обстоятельствам и откладывает свои дела на потом. Терпеливый индивид благодаря волевым усилиям будет поддерживать интенсивность деятельности несмотря на внутренние препятствия, пока не получит нужный результат.

    Но понятие можно охарактеризовать и со стороны противоположности первой черте. Если энергичность – это умение быстро принимать решения, то терпеливость – это навык долго и упорно идти к цели, ждать и сохранять спокойствие даже, если видимых плодов его функционирования пока не наблюдается. Но не стоит путать это с пассивностью.

    Самообладание

    Способность не идти на поводу у собственных чувств и эмоций. Ведь отсутствие контроля приводит к необдуманным, импульсивным поступкам, а они, в свою очередь, могут свести на нет все предыдущие усилия.

    Читайте также:  Женские именины в октябре

    Человек умеет сохранить холодный рассудок при любых обстоятельствах, даже если все идет не так, как было запланировано. То есть эмоциональный фон не отклоняется ни в одну из сторон: агрессивную, паническую или апатичную. Также к этому волевому качеству относится возможность воздержаться от действий, которые очень хочется совершить, но это представляется нерациональным и ошибочным.

    Смелость

    Сознательный мыслительный процесс по преодолению обоснованных опасений и страхов. Если во время деятельности перед индивидом возникает риск для его здоровья, социального положения, репутации или даже жизни, то он способен сохранить стабильность организации своих психических функций и не уменьшить качественные показатели работы. То есть это способность противостоять боязни и идти к цели, принимая во внимание возможные опасности.

    Системные

    Выше я указала простые проявления воли. Но есть и более сложные, представляющие собой совокупность однонаправленных выражений. Системность задействует несколько дополнительных психологических сфер: эмоциональную и интеллектуальную, а свойства называются вторичными. Например, храбрость – синтез выдержки, смелости и энергичности.

    Эта категория волевых качеств личности является довольно разнообразной, а ее развитие будет трудным, если первичные стороны находятся на низком уровне. Но преодолеть барьер можно. На моей консультации я подробно расскажу, что сделать, чтобы повысить свою продуктивность, личностный рост и добиться успеха в жизни. А пока обозначим основные черты, присущие данной группе.

    Целеустремленность

    Это сознательное и активное направление на достижение конкретного результата. Такой человек ясно видит конечную цель и идет к ней, несмотря на внутренние преграды в виде усталости или плохого настроения, а его усилия всегда обоснованы.

    Каковы особенности и преимущества очной консультации?

    Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

    Я выделю 2 типа: стратегическую и тактическую. Они относятся к задачам различного масштаба. Первый определяет стремления в довольно длительной перспективе: понадобятся месяцы, а то и годы для их реализации. Эта разновидность проявляется в конкретных принципах личности, ее идеалах.

    Второй вид, как его еще называют, оперативный, заключается в способности правильно настраиваться на кратковременные цели. Поэтому, если для стратегии на передний план выходят дисциплинированность, последовательность и следование принципам, то для тактики большое значение имеет возможность быстро собраться с силами и прорваться через мелкие провалы и неудачи, чтобы получить нужный результат.

    Настойчивость

    Эта особенность сопряжена с целеустремленностью, так как без нее человек не сможет пробиваться на пути к успеху. Но все же между ними есть различие. Если целеустремленный индивид знает, что он хочет и идет к конкретно поставленной задаче, то настойчивый таким пониманием обладает не всегда. Нередко он тратит усилия и ресурсы впустую, так как недостаточно ясно представляет, что ему нужно получить в итоге.

    Но с другой стороны, это качество позволяет на длительное время сохранять непоколебимость. Никакие преграды не остановят на пути к достижению цели, даже если работать над ней придется много лет.

    Принципиальность

    В своих действиях принципиальная личность берет за основу собственные взгляды. Она умеет отстаивать свое мнение, если оно целесообразно и объективно. Такой индивидуум остается верен словам и убеждениям. Характеристика выражается в дисциплинированном поведении, а также в верных и честных поступках. Противоположностью считается беспринципность, когда деятельность происходит по указке других, так как индивид не имеет своей точки зрения или боится ее высказать.

    Инициативность

    Это отклонение от шаблонизации и возможность предлагать нестандартные решения, помогающие получить лучший результат. Личность проявляет самостоятельность, а также умственную и волевую активность, умеет своевременно начать действовать, достигая как общие, так и индивидуальные стремления.

    Инициативный индивидуум – это энергичный, находчивый человек, свободно выражающий свое мнение и готовый взять за свои поступки ответственность. Эта особенность проявляется не под воздействием указаний со стороны. Это осознанное желание к работе и преобразованиям. Инициативность присуща не только в областях, связанных с риском. Она имеет место в общественной деятельности (активисты, помогающие улучшить жизнь населения), творчестве (новаторство, креативные идеи).

    Решительность

    Навык принятия обдуманных решений и возможность воплощать их в последовательном порядке. Это качество отличается оперативностью. Когда возникает проблема или ставится задача, человек сразу же начнет думать над дальнейшими действиями и воплощать их. При возникновении трудностей он не растеряется и не будет надеяться, что все разрешится само собой – это удел людей со слабой волей. Только им присуща неуверенность в собственных силах или сомнение в успешном исходе.

    Решительный индивидуум не станет колебаться. Но не стоит путать это понятие с импульсивностью, где поступки совершаются под влиянием эмоций. Нет, такая личность руководствуется исключительно логикой и быстро переходит от размышлений к делу.

    Стратегичность

    Индивид с таким свойством всегда видит конечную цель и последовательно к ней идет. Каждый шаг он сверяет с желаемым результатом. Он умеет расставлять приоритеты и не только составляет подробный план деятельности, но и может вовремя его изменить в соответствии с меняющимися условиями или неполадками.

    Самодостаточность

    Для многих справиться с собственной инертностью или несамостоятельностью – это довольно серьезная задача. Ведь осознанные поступки для достижения желаемого может совершить только самодостаточное лицо.

    Но если индивид с ранних лет привык, что повод для его действий находится извне (потому что так сказали родители или так написано в правилах), то впоследствии ему сложно будет достичь цели. Дорога к результату строится из множества шагов. И если ждать одобрения каждого из них, то можно потратить гораздо больше времени, чем планировалось. И это при условии, если он не «перегорит» на половине пути.

    Однако самодостаточность – это не только способность принимать решения, но и не поддаваться воздействию со стороны. Это умение критично оценивать предложения других, но работать на основе собственных убеждений, внося правки из полученных рекомендаций только в соответствии со здравым смыслом.

    Кратко о волевых качествах человека и их развитии

    Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.

    В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.

    В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.

    Метод исследования своих волевых качеств

    Узнать степень развития своей силы воли можно с помощью теста, созданного Н.Е. Стамбуловой. Участник имеет возможность оценить любую черту: самодостаточность, настойчивость, проявление инициативы. Здесь вы найдете вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, либо с различным уровнем уверенности: «может быть», «скорее, нет» и так далее. На каждую особенность приходится порядка 20 вопросительных пунктов.

    Совершенствование

    Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

    Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем. Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.

    Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

    Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

    1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
    2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
    3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
    4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

    Заключение

    Исходя из набора волевых качеств личности и их характеристик, становится понятно, что совершенствовать их можно в любом возрасте. Главное, не останавливаться на достигнутом и помнить, что стать профессионалом в достижении целей может каждый.

    В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

    Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

    Источник: http://damienmilay.com/basis/volevye-kachestva-lichnosti-chto-eto-formirovanie-i-razvitie-harakteristika/

  • Adblock
    detector