Зачем красят яйца на Пасху и откуда пошла такая традиция

Чтобы понять зачем на Пасху красят яйца, необходимо разобраться в самом празднике. Пасха – день воскрешения Господа Иисуса Христа сына Божьего. В этот день христиане празднуют победу жизни над смертью. Тогда Христос, вопреки земным законам, встал из гроба, чтобы мы жили новой жизнью, были праведными, и чтобы ходатайствовать за нас Богу. Наконец, чтобы показать природу будущего нашего воскресения.

Все люди воскреснут. Одни для того, чтобы наследовать вечную жизнь, а другие для суда. Священное Писание говорит: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Римлянам 6:5)

Одним из главных атрибутов праздника являются крашенные яйца. Их вместе с куличами несут в церковь на освящение, с них начинается разговение после Поста, они входят в ритуальное подношение христиан в светлый день явления Божьей милости.

История и легенды

Традиция красить яйца пришла с дохристианских времен. Яйцо у многих народов ассоциировалось с небесной силой творения. Когда из яйца появляется жизнь и вселенная.

Славяне связывали яйцо с плодородием земли и весенним возрождением природы. Весь мир, по представлениям древних народов, заключался в яйце. А желток в центре него сопоставлялся с Землей. К тому же, верхняя его часть представляла мир живых людей, нижняя – «исподняя» – мир мертвых.

Яйцами, окрашенными кровью, задабривали богов. Яйца, покрашенные в красный цвет, считались семейным оберегом, залогом удачи и безопасности, а также гарантией сохранения здоровья всему семейству.

В рукописях X столетия эта традиция уже упоминается, как христианская. Их сохранили монахи греческого храма и монастыря Святой Анастасии. Там написано, что после благословения пасхальных даров, игумен со словами: «Христос воскресе!», раздавал раскрашенные яйца всем присутствующим.

Впоследствии, эта традиция закрепилась и на Руси. Здесь дарение пасхальных яиц сопровождалось таким же напоминанием о воскрешении Христа и троекратным поцелуем. Такой обряд совершали все, вне зависимости от занимаемой должности и статуса. Не забывали о нуждающихся и нищих. Таким образом, в этот день люди уравнивались между собой, представляя единство православного мира и равенство всех пред Богом.

Благая весть Марии Магдалины

В священных книгах отсутствует ритуал дарения и разукрашивания яиц. Но в легендах, посвященных раннему христианству, рассказывается, что первой о воскрешении Христа узнала Мария Магдалена и поспешила в Рим, чтобы сообщить об этом людям и императору Тиберию. В руках у нее было яйцо. Димитрий Ростовский пишет, что яйцо в христианской традиции ассоциируется с Гробом Господним. Так как яйцо, имеющее толстую скорлупу, можно принять за нечто мертвое, даже не догадываясь, что внутри зреет новая жизнь.

Мария Магдалена

В одном из вариантов этого события яйцо, преподнесенное императору, уже было красным. Другая легенда гласила, что в руки императора Мария передала белое яйцо и сообщила о воскресении Иисуса. Понятно, что Тиберий не поверил в это. Он подчеркнул, что такого не может быть, также как белое яйцо не может стать красным. В этот момент яйцо в руках императора сделалось алым.

Поэтому и в наше время люди держат в руках в этот день яйца красного цвета, как напоминание о событии почти двухтысячной давности.

Чудо во время трапезы

Между тем, существует еще одна легенда, но на этот раз в правдивости слов Марии Магдалены усомнились иудеи в Палестине. Они сели трапезничать на третий день после казни Христа, и кто-то вспомнил, что распятый Христос обещал вернуться в этот мир на третий день. На это ему ответили шутками, а один из сотрапезников с иронией сказал, что поверит в это, когда увидит, что жаренная курица перед ними встрепенется и закудахчет, а яйца в блюде покраснеют. В ту же минуту все сбылось, как он и говорил.

Случай с торговцем яиц

У лютеранской церкви свое повествование о появлении в церковном обряде красных яиц. Там говорят, что во время крестного хода Иисуса на Голгофу, рассказанного в Писании, произошел случай с продавцом яиц. Он увидел эту страшную процессию и Христа, идущего с огромным крестом. Более того, люди вокруг глумились над ним и посылали в его адрес проклятия. Стражники не давали передохнуть, избивая осужденного на смерть.

Тогда торговец оставил корзину с яйцами на обочине, а сам поспешил к Иисусу, чтобы разделить с ним тяжесть этой ноши. Когда он вернулся, все яйца в корзине стали красными. Торговец увязал случившееся с промыслом Божьим и не стал продавать яйца. Он рассказал о случившемся родным и близким, и раздал им эти свидетельства чуда Христова со словами: «Христос воскресе!».

Камни веры, летящие в святого апостола Петра

Петр стал одним из первых и преданных учеников Христа. Он взял на себя миссию распространять учение Иисуса среди жителей ближайших стран. Но однажды жители одного из городов не стали слушать проповедника, а решили убить его. В ход пошли камни. Бесспорно, у горожан хватило бы сноровки расправиться с первыми христианами, ведь так поступали часто, устраивая самосуд над провинившимся или не угодившим им человеком.

Но в этот раз камни прямо в воздухе стали превращаться в яйца, которые уже не могли причинить проповеднику и его сопровождению ощутимого вреда. Увидев такое чудесное превращение, горожане прекратили самосуд и высказали готовность приять христианство.

Почему красят яйца именно в красный цвет

Какими бы ни были легенды о яйце и его предпочтительном красном цвете, все они сводятся к тому, что яйца окрасились кровью Спасителя. Ее он пролил на Голгофе, искупая грехи рода человеческого. Поэтому в память о милости Божьей христиане красят яйца в яркий красный цвет.

Иисус на Голгофе

Но существует еще одна, так сказать, историческая версия. Согласно которой, мать императора Марка Аврелия обнаружила во дворе дома яйцо, снесенное их курицей. Оно имело странный вид – вся его поверхность была усеяна мелкими точками красного цвета. В это же день она родила мальчика.

Придворный предсказатель поведал, что ребенка ждет великое будущее. Когда все убедились, что предсказание сбылось, то стали делать друг другу подарки в виде красного куриного яйца.

Как красят яйца сегодня

Бесспорно, все слышали о бабушкином методе красить яйца в отваре луковой шелухи и других натуральных настоях. Они до сих пор считаются наиболее безопасными и надежными. Для покраски использовали:

Шелуху лука, кору вишни, получая цвета, начиная от желтого до коричневого.

Сок свеклы окрашивал яйца в розовый цвет.

Куркума давала насыщенный желтый или золотой.

Каркаде придавал яйцам голубой оттенок.

Как красят яйца сегодня

Сегодня в продаже имеется огромный выбор искусственных красителей, используют также наклейки, переводные картинки, но традиционные мягкие и нежные цвета естественных красителей продолжают пользоваться популярностью.

Кроме крашенок – яиц, которые красят полностью в отваре, готовят к празднику писанки — яйца, на которых рисуют орнамент. Яйца, где узор представляет собой сочетание пятнышек, полосок и крапинок назывались крапанками

Сколько храниться пасхальное яичко

Говорят, что яйца начинали красить и складывать на хранение в начале Великого Поста. После окраски их смазывали сверху подсолнечным маслом и убирали в холод.

Освященным на Пасху яйцам приписывали магические свойства. Например, белорусы и македонцы умываясь клали яйцо в миску с водой. К тому же, их использовали как противопожарное средство и средство от града. Болгары прогоняли им кротов. Поэтому хранили их долго. Считалось, что яйцо должно лежать за иконой до следующего праздника.

Источник: http://thequestion.by/zachem-krasyat-yajca-na-pasxu-i-otkuda-poshla-takaya-tradiciya/

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Украинские писанки / Wikimedia Commons

Почему на Пасху яйца красят в красный, что делать с освященной скорлупой, и как именно яйцо стало частью обрядовых традиций? В преддверие Пасхи фольклорист Андрей Мороз рассказал IQ.HSE о народных поверьях, связанных с праздником.

Зачем нужны яйца

В славянской традиции яйца красят поголовно — и это не вытекает ни из какого христианского сюжета и никак с ним не связано.

Логика ясна: яйцо — символически нагруженный объект, который присутствует в разных культурах. И понятно, почему. Яйцо — вещь абсолютно простая и всегда под рукой, что важно: ведь обрядовые символы берутся из повседневного обихода и изначально сложными практически не бывают. Во-вторых, это неодушевленный предмет, из которого рождается жизнь.

И в-третьих, хотя нам это может казаться не вполне мотивированным, во многих культурах считается, что яйцо — это красиво.

По русской традиции, когда ребенка моют в первый раз, принято класть в воду разные вещи, чтобы обеспечить ему необходимые качества. Соль — чтобы не сглазили, деньги, серебро — чтобы ребенок был богатым, яйцо — чтобы был красивым, как яйцо, есть такое устойчивое сравнение. Восточнославянские девушки, чтобы быть красивыми, умывались «с красного пасхального яйца».

Зачем красить яйца

Забавно, что по поводу подобных вещей традиция сама в какой-то момент начинает задаваться вопросом — а почему так и зачем, и сама себе отвечает. Вопрос, почему яйцо внутри традиции, никогда не возникал, а почему его надо красить, традиция себе объясняет.

Известно огромное количество разных сюжетов. Некоторые из них взаимно противоречивые — что, впрочем, никогда никому не мешало. Они восходят, в основном, к сюжету воскресения, но сильно переработанному и измененному. Наиболее близкая к Евангелию — про пи́санки: Христос несет крест, ему встречается Симон Киринеянин, который несет корзину яиц. Он ее ставит на землю и помогает нести крест на Голгофу. Вернулся — а яйца у него красные, красивые, пестрые. Это удивительное превращение обычного повседневного предмета в красивый путем божественного вмешательства — и одновременно символ отличия человека, как награда.

Другой сюжет: Христос воскрес и пошел по деревне в сопровождении детей, лепил снежки и детям раздавал. Эти снежки с кровью, которая капала из его рук, — как раз яйца. Тут важно не только то, что они красные, а что они красные именно по этой причине.

Читайте также:  Гороскоп на завтра Дева

Во всех сюжетах много нюансов, но важен прецедент, который возводит к начальной точке истории — к распятию Христа, из-за которого красный цвет оказывается базовым. При этом в некоторых культурах яйца могли красить и в другие цвета. Например, у сербов существовало разделение: красный для мужчин, желтый — для женщин. В синий и черный их красили к поминальным дням пасхального цикла. На самом деле, яйца много где красят, не только на Пасху — к Фомину воскресенью, Красной горке, Юрьеву дню, Радунице, Проводам и на Троицу.

Что делать с первым яйцом

Первое пасхальное яйцо имеет символическое толкование. Во время пасхального завтрака оно могло делиться между членами семьи. У балканских славян, наоборот, существовал запрет на съедение первого яйца целиком. В Полесье первое яйцо иногда съедали вместе со скорлупой — веря, что это поможет им не страдать от жажды во время жатвы.

У сербов и болгар первое яйцо называется «страшник». Он защищает от грома — а это одна из серьезных фобий для традиционной культуры. Его хранят год: держат у икон, кладут в садовые деревья, чтобы они хорошо росли. Идея в том, что при множественности предметов первый наделяется особым смыслом, и страшник играет важную роль. Это же яйцо могли помечать восковым крестом и в Юрьев день обносить вокруг деревни, чтобы уберечь посевы от града.

Как пользоваться яйцами

Мы все знаем, что яйцами нужно биться. Но это верхушка айсберга. Главное — их надо есть. Ими разговляются. Люди отстояли пасхальную службу, при том, что накануне они ничего не ели, они возвращаются домой, у них накрыт стол. Крестьяне, скорее всего, не голодали: во время Пасхи продуктовый еще запас не заканчивался, это могло быть раннее лето, если не было неурожайного года. С другой стороны, не было никаких изысков: ели картошку, брюкву, грибы, при том, что крестьянский труд тяжелый. Поэтому на масленицу старались наесться перед постом — в символическом смысле, — а потом они дорывались до своих запасов творога и яиц, накопленных за это время.

Другая история — это игра, очень азартная, когда люди собираются большим количеством и бьются яйцами. Это как игра на деньги, на материальный интерес, особо удачливые выбивали себе по корзине яиц.

Игры с яйцами были уделом взрослых мужчин: женщины не допускались, дети бились отдельно.

Как и в любой азартной игре, не обходилось без жульничества — вытачивали яйцо из дерева или из камня.

Были игры и другого рода, уже почти ушедшие — катание яиц на специальных лотках. Делается поле — яма, углубление в земле, идеально ровное, иногда на полу в избе. И делается лоток — желоб или две доски, сколоченные под прямым углом, или выдолбленная доска. И все участники кладут по яйцу и скатывают. Но яйцо — не шар, оно катится как попало и не очень далеко, в этом и интрига. Если оно задевает другие яйца, то игрок забирает их себе. Задача та же самая, выиграть побольше яиц, довольно азартное развлечение.

Пасхальное яйцо оказывается и главным объектом дарения на протяжении некоторого времени. Ими обменивались при христовании и хождении в гости. Словенцы верили, что тот, кто соберет девять яиц из девяти дворов за время пасхальной недели, точно доживет до следующей Пасхи. У поляков и словаков пасхальное яйцо использовалось для выражения симпатии и благодарности — девушки дарили их юношам за услуги или знаки внимания. В пасхальный понедельник в Польше, Словакии и на западе Украины юноши обливали девушек водой или стегали их ветками, за что тоже в благодарность получали крашеные яйца.

Существует устойчивая обрядовая структура, когда люди ходят по домам, поют песни, обеспечивая этим некое благо, и в ответ просят, требуют или просто получают вознаграждение. В Рождество это колядование, а на Пасху традиции зависят от региона, но есть два похожих обряда.

Один, среднерусский — окликание молодых или «вьюнины», когда мужчины ходили по домам молодоженов, поженившихся в течение года, пели им и получали за это яйца. Второй, белорусский — волочебный. Структурно они похожи. Волочебники ходили по домам, пели песни христианского содержания, обливали себя и прохожих водой, чтобы обеспечить дождь в нужное время летом, и им давали яйца.

Яичная скорлупа

Скорлупа — тоже важный элемент. Современный городской житель, который ходит в церковь, красит яйца и освящает их на Пасху, задумывается — а что ему делать со скорлупой? Она же освященная, нехорошо ее выбрасывать в помойку. Для крестьянина вопрос не стоял — в деревне ее закапывали в землю или сжигали.

Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.

Пасха живых и Пасха мертвых

В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.

В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.

Для традиционной культуры посещение кладбища важно — это отрефлексированная идея, что мы приходим к покойникам в гости на совместную трапезу и их угощаем. И яйца им тоже носят. Их катают по могиле, крестообразно или просто туда-сюда от головы к ногам, потом разбивают и там оставляют — либо закапывают в могилы или привязывают к могильным крестам.

Любая традиция многослойная и многоуровневая, и в пасхальных обрядах и верованиях существует нечто вне христианских сюжетов и предписаний: интерпретации, символы, игры. Это относится и к символике пасхального яйца. В нем иногда пытаются увидеть символику оплодотворения, важную для аграрного цикла — весна, скоро время, когда надо пахать и сеять. Но и шире того — яйцо символизирует новую жизнь, вечную и бесконечную.
IQ

Источник: http://iq.hse.ru/news/357986882.html

Почему на Пасху красят яйца? (часть 1)

Последнее обновление — 16.02.2015 г.

На Пасху, которая в 2015 году выпадает на 12 апреля, принято освящать в храме и дарить друг другу крашеные куриные яйца. Откуда пошла эта традиция?

Что символизирует пасхальное яйцо?

В христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Мы знаем, что под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо — это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Откуда пошла традиция красить яйца?

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи, после службы на Пасху игумен раздавал братии освящённые яйца со словами: «Христос Воскресе!».

Существует несколько версий возникновения традиции красить яйца на Пасху.

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает её как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и ещё два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию (14–37 годы). По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос Воскресе!».

Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мёртвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Плиний Старший писал, что римляне употребляли окрашенные яйца при игрищах, храмовых обрядах и ритуалах. У римлян также был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное яйцо, что означало успешный зачин нового дела. Плутарх пояснял эти традиции тем, что яйцо подобно солнцу, которое всё оживляет и возрождает.

Предполагается также, что обычай красить яйца связан с рождением римского императора Марка Аврелия: в тот день одна из принадлежавших его матери кур снесла яйцо с красными точками, что было истолковано счастливым предзнаменованием. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Как православные красили яйца в древности?

В России было известно немало способов окрашивания яиц.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху, которая позволяла получить насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанки. Писанки расписывали только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Читайте также:  Молитва Иисусу Христу от порчи

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. На Балканах даже мусульмане и сами красили яйца, и охотно принимали их на Пасху в дар от христиан. Как правило, крашению яиц посвящают один из дней Страстной недели; в России это Великий четверг, Страстная пятница или суббота, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. В католической традиции принято дарить не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Благодаря обычаю хранить пасхальные расписные яйца до следующей Пасхи, их стали делать из дерева, а позже — из фарфора, серебра, золота, драгоценных камней.

Источник: http://aif.ru/lent_easter/aboutlent-easter/pochemu_na_pashu_krasyat_yayca

Традиция красить яйца. Легенды и история.

Друзья, хочу Вас поздравить со светлым праздником Пасхой!

И поделиться с Вами, на мой взгляд очень интересной информацией, связанной с историей и легендами традиции красить яйц. Знаю, что эта традиция относится к до христианскому миру, поэтому перелопатила большое количество информации и вот, что из этого получилось.

В публикации использованы разные выдержки из разных источников, источники указаны. Если кого-то заинтересует могут посмотреть в первоисточнике.

«На вопрос «Почему на Пасху красят яйца?» есть множество ответов. Но как всё-таки хорошо, что до наших дней сохранилась эта чудесная традиция, которая приносит в дом праздник, объединяет семью, способствует общению друзей, приятелей, соседей и просто знакомых. Не забудьте, получив в подарок первое пасхальное яйцо, загадать желание. Если в вашем сердце будут царить вера и любовь – оно обязательно сбудется.

Сегодня мы празднуем один из самых ярких и нарядных праздников весны – Светлое Христово Воскресение, или, как в народе говорят – Пасха. Этот праздник не имеет фиксированной даты, ведь он до сих пор «вычисляется» по двум календарям: лунному и солнечному (первое воскресенье после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния). Но он обязательно выпадает на весенний период, когда обновляется природа, люди освобождаются от тяжёлой зимней одежды и радуются наступившему теплу. В это время жизнь как бы возрождается, пробуждается от зимнего сна. Заканчивается Великий Пост, поэтому мы, соскучившись за «скоромными» яствами, готовим всевозможные блюда, накрываем столы, одеваемся в лучшие наряды и ходим друг к другу в гости.

Даже приветствия в этот день отличаются от повседневных. Вместо обычных «здравствуйте» или «привет», мы говорим, обращаясь к человеку «Христос воскресе!». Ответом служит фраза «Воистину воскресе!». Затем следует троекратный поцелуй независимо от того, в каких отношениях с человеком вы находитесь.

От количества и разнообразия приготовленной пищи столы буквально ломятся. Каждая хозяйка стремиться проявить свои кулинарные таланты, приготовить что-то особенное, своё. И всё же, есть несколько блюд, которые присутствуют буквально на каждом пасхальном столе. Более того, они являются его главными атрибутами и несомненным украшением. Это, конечно же, куличи и пасхальные яйца, раскрашенные в самые разные цвета и расписанные самыми причудливыми узорами.

Но мало кто задумывается над тем, с каких времён эти красивые раскрашенные и расписные яички появились на праздничном столе, каково происхождения этого удивительного пасхального атрибута. Ведь ни на каком другом празднике вы больше не встретите крашеных яиц. Это, можно сказать, символ Пасхи.

А ведь история пасхального яйца уходит корнями вглубь не то что веков, а тысячелетий! И использование его как воплощения «начала всего живого» имело место ещё задолго до появления христианства.» Источник: dom-lady.ru

«Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах» (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными», так как вылупливание из яйца означает второе рождение.

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо — Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное — землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде — Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, — иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо — это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.»

Источник: Кафедра декоративно-прикладного искусства УГППУ, работа «Искусство росписи пасхальных яиц» — Е. В. Солодянкина, г.Екатеринбург, 2000 год Сайт paskha.net

Красное яйцо весной у славян это символ рождающегося и перерождающегося каждый год мира. Славяне часто даже рисовали на нем три мира небесный, земной и подземный, чтобы яйцо изображало полную картину мира, которая описывается многими другими древними источниками. Например, в славянском эпосе «Калевала» есть такие строки: «Из яйца, из нижней части Вышла мать земля сырая, Из яйца из верхней части Стал высокий свод небесный». Что является чистым язычеством, и обязательным символом и частью славянской «заклинательной обрядности» и традиции пробуждающей природу после долгой зимы, что практиковали и древние Египтяне, и древние скифы и даже в развалинах «Трои» находили подобные « крашенные » или разрисованные яйца . И только с приходом христианства через сотни лет пасхальное яйцо стало символом Воскресения Христова, при этом не сильно изменив значения самого яйца на пасху.”
Источник: samosoverhenstvovanie.ru

Раскрашенные яйца наши прародители преподносили в дар богам, их же они дарили друг другу в день рождения или на празднование начала года, их же клали в гробницы к умершим.

Очень интересная версия описана на сайте slavyanskaya-kultura.ru

“Славянский Праздник Пасхетъ — Путь АСами Ходяше Есть Твердо Ъ /Сотворение/. С Древних времен, как гласят Веды, существовал у славян великий православный праздник «ПАСХЕТЪ” (Путь Асами Ходяше Есть Твердо Сотворение), который праздновался в честь завершения 15-ти летнего исхода славяно-арийских родов из Даарии, прародины наших предков .

36 дня месяца Дайлетъ (8 апреля по с.л.), во всех Родах Православных, Славян и Ариев, Русичей. отмечают Праздник ПАСХЕТЪ ( Путь Асами Ходяше Есть Твердо Сотворяша). Это день памяти о 15 летнем переселении наших Великих Предков из Даарии в Рассению и Беловодье. Память о том, как Предки наши в 16-ое лето славили всех Богов и жреца Спаса за спасение от Потопа Великого.

Жизнь Родов Расы Великой и Потомков Рода Небесного на Мидгард-Земле коренным образом менялась в результате катастроф космического масштаба. В свою очередь катастрофы часто были следствием борьбы Светлых Богов с тёмными силами.

Первый Великий Потоп на Мидгард-Земле произошёл в результате уничтожения её луны Лели, на которой сосредоточились представители тёмных сил из Пекельного мира — Кощеи для вторжения на Мидгард. Светлый Бог — Даждьбог Тарх, Перунов Сын, прибывший с Ингард-Земли, не позволил Кощеям напасть на Мидгард-Землю. Он нанёс удар по Леле и уничтожил силы тьмы, но при этом разрушилась Леля. Так как на Леле было 50 морей и она находилась близко к Мидгарду, то на Мидгард-Землю обрушились солёные воды и осколки уничтоженной луны. Даария скрылась под водами Великого Потопа. А удары осколков Лели сместили ось Мидгард-Земли, которая начала маятникообразные движения. Окончательное затопление материка произошло не сразу. Даария то опускалась в океан, то поднималась из океана, но, в конце концов, Священная Прародина Славяно-Арийских народов ушла под воды Северного ледовитого океана. На поверхности остались некоторые высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа и другие острова.

Бог Перун во время своего третьего прибытия на Мидгардъ-Землю вещал:

«Вы, на Мидгарде живете спокойно, с давних времен, когда мир утвердился.

Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев,

что на ближайшей Луне находились.

Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею.

Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи.

Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом.

Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали,

Ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась»

(«Саньтии Веды Перуна. Круг Первый» Саньтия. 9, шлоки. 11-12).

Однако потомки Родов Расы Великой и Рода Небесного не погибли вместе с Даарией. Люди были предупреждены Великим Жрецом по имени Спас о предстоящей Небесной Битве и гибели Дарий. Они заблаговременно начали переселение на Евразийский континент. Было организовано 15 выселок из Даарии. В течение 15 лет наши Предки переселялись по горному перешейку (Уральским горам) между Восточным и Западным морями на Евразийский континент. 111810 лет тому назад (в 109807 г. до н.э.) произошло полное переселение потомков Родов Расы Великой и Рода Небесного из Даарии. Часть Расичей спаслась, поднявшись на Вайтманах на околоземную орбиту. Другие переместились (телепортировались) через Звёздные Врата Междумирья в Чертог Медведя во владения да’Арийцев. Основная же часть наших Предков осталась обживать новую территорию Мидгард-Земли (Урал и Сибирь), где существовал тогда субтропический климат.

Читайте также:  Опал камень значение

В честь спасения от Великого Потопа на 16 Лето был установлен праздник ПАСХЕТЪ, что в переводе с х’Арийской Рунической письменности означает: «Путём АСы Ходяше ЭТим, т.е. Путь, по которому шли Боги». Предки наши славили Род Небесный за спасение от Потопа Великого. Славяно-Арийский обряд ударять крашенные варёные яйца друг о друга в этот Праздник напоминает нам о победе Даждьбога Тарха Перуновича над Кощеями. Разбитое яйцо называют Яйцом Кощеев, которое напоминает о разрушенной луне Леле, а целое яйцо называют Силой Тарха Даждьбога.”

Хочу от себя сказать, что изучая переселение древних славян на основании раскопок, действительно данная версия подтвержается. Славяне-арии не были первыми кто заселял Евразийский континет. Например, на территории Москвы самой древней культурой была Фатьяновская, за ней дьяковская, а уже потом территории заселили Славяне. Переселяясь Славяне либо уничтожали племена заселявшие те или иные земли, либо ассемилировались, что выявилось на многочисленных раскопках местностей.

Что касается Кощеева царства и смерти в яйце, все помнят сказки.

Но вернемся к нашей теме. Все с того же сайта slavyanskaya-kultura.ru

“Славянская роспись на неварёном яйце называлась писанки?, и крашенки? – на варёном, имеют древнее обрядовое и обереговое значение. Их клали и в колыбель к младенцу, и дарили молодожёнам на свадьбу, ими поминали предков. Поэтому крашеные яйца могут покрываться сотнями обереговых символов, каждый из которых защищал от разных напастей – от болезней, наговора, разлуки, зависти и т.д.

Существовала целая культура росписи яиц. Чтобы создать обереговую писанку?, нужно было много чего знать: и значение обереговых символов, и символику рисунков и цвета, какие травы, лепестки цветов или кора, какого дерева или их комбинация используется для той или иной краски, когда и где нужно набирать воду. И, конечно, нужно иметь терпение, чтобы с помощью горячего воска последовательно, слой за слоем, наносить нужный орнамент. Сначала яйцо окуналось в одну краску и на него воском наносился орнамент, защищая таким образом, части орнамента, которые должны быть этого цвета, затем оно погружалось в другую краску, и снова наносилась часть орнамента, которая должна быть выполнена этим цветом и так далее. После того, как были нанесены все краски, воск осторожно растапливался, и писанка появлялась во всей своей красе.

Яйца начинали расписывать весной, открывались подземные родники и колодцы, рушился лёд на реке и просыпалась пчела. В этот день принято было печь специальный хлеб в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном – символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы.

Красили яйца и в дохристианской Европе, что совсем не удивительно. Ведь до XI века в ней жили мощные союзы славянских племён – венедов и лютичей. По свидетельству Плиния Старшего, у друидов раскрашенные яйца выполняли роль талисманов. Их окрашивали в алый цвет в честь Солнца. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна имела в своём распоряжении двух неземных птиц красного цвета с зелёными головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца.”

Игры на пасху с яйцами

“Для игры с яйцами на пасху Славяне ходили по домам других близко живущих семей и спрашивали у хозяев рода «Готовы ли вы к весеннему посеву? Крепок ли ваш род? Крепка ли семья?». Затем шли небольшие шутливые приветствия после которых переходили непосредственно к самой ритуальной игре на пасху с яйцами, символизирующими крепость своего рода. Проигравшему роду с «самыми слабыми яйцами» в результате доставался утешительный презент в виде пасхального яйца от сильного рода, со словами «Слабо ваше семя, возьмите наше!». Хотя есть и другая версия славянской игры на пасху яйцами. В которой считалось, что одно яйцо символизирует силы добра, а другое силы зла. Выигравшее яйцо считалось силами добра, а проигравшее силами зла. После этого «доброе яйцо» хранили в доме в течение года как оберег, а «злое» съедали или даже отдавали свиньям на корм.”
Источник: samosoverhenstvovanie.ru

Что же описывают когда говорят о традиции красить яйца в христианстве:

“Христианское вероучение считает яйцо, выкрашенное в красный цвет, символом пустой гробницы Спасителя. Точнее – камнем на входе в гробницу, окрашенным кровью Мученика, принявшего страдания за грехи человечества. Использования пасхальных яиц как подарка существует не только в православной ветви христианства. Она развита и у католиков.

Однозначной теории происхождения традиции использования на Пасху крашеных и расписных яиц нет. Существует много разных гипотез, почерпнутых из литературы, мифологии и исторических материалов.

Самая распространённая версия использования крашеных яиц как атрибута Пасхи такова. Последовательница Иисуса Христа Мария Магдалина, узнав о воскрешении Мессии, решила лично оповестить об этом императора Тиберия. В те времена существовала традиция: никто не имел права входить на приём императору без какого-либо дара. Не имея у себя в доме драгоценностей и прочих дорогих вещей, женщина выбрала из того, что у неё было. Она взяла обычное куриное яйцо, заключая в своём подарке великий смысл возрождения жизни. Поднося дар императору, Мария огласила свою новость словами «Христос Воскресе!». На что правитель скептически ответил, что вероятность этого события такова, как и вероятность того, что яйцо в руках женщины станет красным. И вдруг произошло чудо: на глазах присутствующих яйцо начало розоветь, затем краснеть всё ярче и ярче, пока не приобрело ярко-красный цвет. Поражённый император воскликнул: «Воистину воскресе!».

Эта история дала начало двум пасхальным традициям: приветствовать друг друга оповещением о Христовом воскресении и обмениваться крашеными яйцами, а также украшать ими праздничные столы.

Ещё одна гипотеза говорит о том, что Святая Дева Мария, не имея детских игрушек, раскрашивала куриные яйца и развлекала таким способом Младенца Христа.

Вот ещё одна легенда. Она повествует о беседе за трапезой группы иудеев, состоявшейся за три дня до воскрешения Христа. Кто-то вспомнил о данном пророчестве. На что его неверующий сотрапезник сказал, что такое событие может произойти лишь в том случае, если оживёт жареная курица на их столе, и яйца, находящиеся тут же, покраснеют. Тот час же его слова стали реальностью.

А вот сюжет, который описан последователями лютеранского направления христианства. Когда Иисус совершал свой нелёгкий путь на Голгофу, это увидел скромный торговец, нёсший в корзинке яйца, чтобы продать их. Бросив свою корзину, он подбежал к Иисусу, желая помочь ему. А когда вернулся – яйца, лежавшие в корзине, стали ярко-красного цвета. Удивлённый торговец решил их не продавать. Вернувшись домой, он раздарил яйца своим друзьям и соседям.

По русским народным преданиям, когда Иисус воскрес, все камни на Голгофе вдруг превратились в яйца красного цвета.

Есть ещё легенда, связанная с Иисусом и его учеником Апостолом Петром. Однажды озлобленные враги, собравшись толпой, решили забросать Петра и его Учителя камнями. Когда первый камень полетел в жертв, он превратился в красное яйцо. Это же случилось и со следующими камнями.

А эта версия наоборот, не привязывает происхождение пасхального яйца к Священному Писанию или мифологии. Она объясняет всё гораздо прозаичнее. Как известно, во время Великого Поста запрещено употреблять в пищу даже яйца. Так как в давние времена холодильников не было, чтобы сохранить продукт, скопившийся за шесть недель до Пасхи, люди его просто варили. Ну а чтобы отличить от варёные яйца от сырых – их выкрашивали различными пищевыми красками, а на праздник, соответственно, разговлялись.”Источник:dom-lady.ru

Как видите, существует множество научных предположений и выдуманных легенд, каждая из которых не имеет под собой «твердого» заключения, потому нельзя однозначно сказать, зачем и почему красят яйца на Пасху. Несмотря на свое разнообразие, каждая версия имеет право на жизнь и вы сами в праве выбрать, в какую именно вам верить.

Прекрасная традиция красить яйца дошла до наших дней, собирая за этим занятием всю семью. Немало обычаев, обрядов и поверий у христиан связано с уже окрашенными яйцами. Освященному пасхальному яйцу даже приписывались мистические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, предотвратить болезни скотины и сделать ее шерсть гладкой, вернуть любимого, сберечь от воровства, выгнать из дома нечистую силу.

Пасхальную трапезу начинают именно с них, а друзьям и знакомым дарят самые красивые яйца с благой вестью «Христос воскрес!»

Данная информация была опубликована с целью ознакомления с разными версиями происхождения, и надеюсь, не затронула чувств верующих.

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/2348555-traditsiya-krasit-yajtsa-legendy-i-istoriya

Adblock
detector