Житие Святых Петра и Февронии Муромских

С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ СТИХИРЯНЕ.

Повесть о Святых Петре и Февронии Муромских:

В городе Муроме правил князь Павел.
К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд.
Ей он являлся в своем виде, а другим людям
казался князем Павлом.

Княгиня во всем призналась своему мужу,
но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить
у змия, от чего тому смерть может прийти.
Змий рассказал княгине, что смерть его будет
«от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр.
Он начал думать, как убить змия, но не знал,
где взять Агриков меч.

Один раз в церкви Воздвиженского монастыря
ребенок показал ему Агриков меч, который лежал
в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома,
в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел,
что брат уже сидит у нее.

Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик.
Тогда Петр велел брату никуда не уходить,
взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия.

Змий явился в своем естестве и, умирая,
обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел,
и никто не мог его вылечить. Больного привезли
в Рязанскую землю и стали там искать врачей.

Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом,
он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония,
дочь древолаза, добывающего дикий мед.

Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде,
постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача,
который сможет вылечить князя, и предложила
привезти Петра к ней в дом.

Когда это было исполнено, Феврония вызвалась
сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены.

Князь не принял всерьез ее слов,
ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза,
но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски
и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы,
кроме одной.

Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна
и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце
за то время, пока он будет в бане.

В ответ Феврония послала ему обрубок полена,
чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок.

Петр сказал ей, что это невозможно.
А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить
и его повеление. Петр подивился ее мудрости и находчивости.

Наутро он проснулся здоровым —
на теле была лишь одна язва, —
но не выполнил он обещания жениться на Февронии,
а просто послал ей подарки.

Она их не приняла. Князь уехал в город Муром,
но язвы его умножились и он вынужден был
со стыдом вернуться к Февронии.

Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом.
Бояре не любили княгиню Февронию
из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру.

Один человек рассказал, например, что Феврония,
вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная.

Князь велел жене пообедать вместе с ним.
После обеда княгиня собрала со стола крошки.
Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю,
что не желают видеть Февронию княгиней:
пусть возьмет себе, какое хочет богатство
и уходит из Мурома.

То же самое они повторили на пиру самой Февронии.
Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга.

Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой,
хоть и пришлось при этом отказаться от княжества.
А бояре были довольны таким решением,
ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке.
На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой.

Он взглянул на Февронию с неким похотливым помыслом.
А она велела ему зачерпнуть воды
по правую и по левую сторону лодки и отпить.

И потом спросила, какая вода вкуснее?
Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила,
что одинаково и естество женское,
поэтому нечего помышлять о чужой жене!

На берегу приготовили еду,
и повар подрубил маленькие деревца,
чтобы повесить на них котлы.

А Феврония благословила эти деревца,
и наутро они сделались большими деревьями.

Петр и Феврония собирались ехать дальше.

тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя
и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно.
Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь
в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку.
Одновременно князь и княгиня приняли монашество.
Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма.
А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть.
Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух.
(покрывало, а по некоторым данным вышивала она ему рубашку)

Во втором письме Давид писал, что может ждать совсем недолго,
а в третьем — что ждать больше не может вообще. умирает. отходит к БОГУ.

Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого,
одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти.
И, помолясь, они оба умерли 25 июня по старому стилю. (8 июля по новому)

Тела их положили в разных местах:
Давида — у соборной церкви Богородицы,
а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре.

А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать,
поставили в церкви Пресвятой Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты,
а тела святых покоились «в едином гробе».

Люди перехоронили их по-прежнему.
А наутро снова нашли их в общем гробу.

Тогда люди не посмели больше касаться тел святых
и, исполнив их волю, похоронили вместе,
в соборной церкви Рождества Богородицы.

Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление,
а так же и благословение на брак. ВЕНЧАЙТЕСЬ.

Источник: http://proza.ru/2015/07/08/101

Житие Петра и Февронии Муромских: история святых

Житие Петра и Февронии Муромских – ярчайший пример благодетели и преданности. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины, и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей. Подробнее о паре святых Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Читайте также:  Астрологический онлайн сервис тест «Когда я выйду замуж, когда женюсь, как встретить свою любовь, каким будет мой партнёр и какой будет брак» – рассчитать по дате рождения бесплатно

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских. Возможно, Вам будет интересно:

Источник: http://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/

О Петре и Февронии Муромских

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она — причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

Источник: http://www.culture.ru/themes/244/o-petre-i-fevronii-muromskikh

Святые Петр и Феврония: секрет счастливой семьи

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Повесть о житии святых князей Петра и Февронии Муромских
  • Настоящая история, а не легенда
  • Змей-обольститель
    • Полезные материалы
    • Глубокое значение истории со змием-искусителем
    • Как православие учит бороться с блудной страстью
  • Исцеление проказы и нравственного недуга Петра
  • Какие причины для женитьбы были на самом деле у Петра и Февронии
  • Изгнание Петра и Февронии из Мурома
  • Возвращение в город Муром
  • Жили они долго и счастливо и умерли в один день
    • Были ли дети у святых супругов?
    • Где находятся мощи
    • Чудесные покровители всех, кто молиться о женитьбе и замужестве, о благополучии в семье
    • Дни памяти
    • Памятники в честь благоверных Петра и Февронии
      • Документальный фильм: Петр и Феврония. История вечной любви
      • Мультфильм: Сказ про Петра и Февронию
      • Мультфильм: Сказание о Петре и Февронии Муромских
        • Гимн семьи на стихи Ильи Резника: Петр и Феврония
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
  • Акафист
  • Канон
    • Похожие статьи

Повесть о житии святых князей Петра и Февронии Муромских

Икона святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии

Впервые повесть о них, основываясь на народных сказаниях, записал в XVI веке священник Ермолай, затем принявший монашество с именем Еразм. Полное название этого произведения звучит так:

Впоследствии в канонических житиях святых многое из его повести, кажущееся фантастическим, сказочным и даже непристойным, было удалено. Что, по правде говоря, было полезно для нравственно чистых людей той древней эпохи, но неполезно для нас и нашего развращенного времени. Заметим и то, что после открытия Трои с помощью «Илиады», наука иначе относится к мифах, сказаниям, сказкам древности. Понимая, что в них далеко не все так мифично, как кажется, но скрыт некий сокровенный смысл.

Настоящая история, а не легенда

Именно так следует относиться к полному житию свв. Петра и Февронии, которое, как будет показано ниже, есть не только вполне исторический факт, но также глубокая, мудрая народная притча о Таинствах Покаяния, Брака, любви и… сексе. Да, да читатель, не удивляйся, именно об этом самом сексе, который нашему, русскому народу с бешенной (в буквальном переносном смысле) силой ныне пытаются втюрить попугаи, неистовые попки-поклонники Запада. А как же, ведь их кредо «секса у нас нет, а зато на Западе он есть в большом количестве».

Только они забывают или, лучше сказать, намеренно по-иудейски обрезывают полную цитату той русской женщины, которая совершенно правильно сказала: «Секса у нас нет – у нас есть любовь». Вот об этом как раз и свидетельствует полное житие упомянутых святых. А что касается Запада, то у них зато нет любви; самовольно отпав от Бога, они ее потеряли, оставшись лишь со своим жалким сексом!

Змей-обольститель

Но вернемся к повести Ермолая-Еразма. Она начинается с, казалось бы, совершенно невероятной истории. Жили-были два брата-князя, старший Павел и младший Петр. Но у Павла случилось несчастье, к его жене начал летать змий-оборотень (принимавший образ Павла) с тем, чтобы ее совратить. Несчастная женщина по неведению сначала поддалась действию обольстителя, но затем, поняв обман, обо всем рассказала мужу.

Однако теперь, после того, как нечистая связь состоялась, избавиться от змия стало не так-то просто. Павел посоветовал жене самой выведать у супостата, как его можно изгнать? Расслабившийся насильник признался, что его может убить только брат Павла Петр, но лишь с помощью особого меча.

Полезные материалы

Князь Петр, не зная, где искать это оружие, идет в церковь и обращается со слезной молитвой о помощи к Богу. Который, внимая мольбе князя, тут же в храме Божием открывает и дает ему сей победоносный меч. Коим Петр смертельно ранил оборотня. Однако последний, перед тем, как сдохнуть, успел окропить Петра своей нечистой кровью. Из-за чего он заболел чем-то похожим на проказу. По всему телу у него открылись болезненные язвы, струпы.

Глубокое значение истории со змием-искусителем

На этом месте прервем повествование и проанализируем вышесказанное. На первый взгляд, это – народная сказка, где летают оскверняющие женщин змии-оборотни, действуют волшебные мечи и т.д. На самом деле вся эта история выглядит совершенно реальной, если основываться на Св. Писании и Св. Предании.

Из них мы знаем, что бесы в своих коварных целях способны принимать вид не только людей, но даже светлых ангелов. В этих своих ложных образах они иногда могут обмануть не только легковерную княгиню, но даже великих святых. Вспомним, преподобного Симеона Столпника, обманутого видением огненной (а на самом деле – бесовской) колесницы и уже поднявшего ногу, чтобы стать на нее.

Полностью правдивым является и то, что первоначально поддавшись обольщению бесовскому, потом очень трудно от него избавиться. Тот же преп. Симеона, осенив себя крестным знамением, разрушил вражеские козни – колесница исчезла. Но за то, что он хотел стать на нее, подняв ногу, лишь за это он так ее и держал, простояв на одной ноге целый год.

Читайте также:  Мужчина-Козерог и женщина-Рак: совместимости в любви, сексе, быту и на работе

А вспомним о преподобных, в свое время впавших в прелесть бесовскую, т.е. принявших обманный образ бесов за ангелов Божиих. С каким колоссальным трудом, в течение многих лет они потом выходили из этой прелести!

Так что тот змий из жития – это не сказка, а вполне реальный бес блуда. Такие среди нечистых духов имеются. Сами по себе как ангелы, так и бесы, в отличие от нас, — бесполы. Но некоторые блудные бесы с целью соблазнения людей способны надевать на себя личины как крутых мужчин, так и прелестных женщин.

В житиях святых пустынников, к примеру, встречаются такие случаи, когда демоны, пытаясь ввергнуть подвижников в блуд, принимали вид красивых нагих жен. А в библейской Книге Товита упоминается демон, «полюбивший» прекрасную девицу Сарру и убивший семь ее женихов (Тов.6: 14-15).

Что прекрасно понимал сам священноинок Еразм, называя искусителя княгини змием. Конечно же, он имел в виду не сказочное чудовище — действительно, откуда могло быть известно, что это змий, если он являлся в образе князя Павла? Первый писатель жития имел в виду другое, того змия, о котором в Апокалипсисе написано: «Древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную», а также подобные ему змееподобные «ангелы его» (ср.Откр.12: 9; Быт.3: 1-5).

В православии, в отличие от католичества, учение об этом роде нечистых, блудных духов-оборотней не разработано. Что, впрочем, свидетельствует о преимуществе первого над вторым. У нас, благодаря истинной христианской вере, народ нравственно был значительно чище. Поэтому, в отличие от католиков, с бесами куда меньше знался, в том числе в вышеупомянутом интимном смысле. А у католиков это было сплошь и рядом; на Западе и сейчас есть, но в разных формах.

Между прочим, в большинстве проводимых инквизицией процессов над ведьмами, те признавались в половых сношениях с сатаной и его демонами. Католики даже дали наименования последним, называя бесов, которые для соблазнения женщин — инкубами; а тех, которые соблазняют мужчин – суккубами.

Очевидно, именно такой инкуб и присосался к княгине, жене Павловой. А то, что это отнюдь не фантазии, знают многие старые, опытные священники. К которым в наш век атеистического развращения, бывало (и это совершенно реальные случаи из нынешней священнической практики) приходит на покаяние этакая 80-летняя с гаком бабушка-старушка. И сообщает, что вчера к ней пришел ее муж (умерший лет 20 назад), с коим она провела «бурную ночь любви».

Но если полуживой старухе бес способен доставить сильное сексуальное удовлетворение, то насколько мощнее он может сделать это с молодой княгиней?! Нечистый дух, будучи, хотя и падшим, но ангелом, хорошо знающим падшую природу человеческую, в том числе, женщин, поэтому может дать им желанный экстаз. Вот тут-то корень этих бед, т.е. этот самый столь желанный ныне для многих не просто секс, а СЭКС весь с больших букв!

Будем ли мы за это осуждать несчастную женщину-княгиню? «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7: 1). В чужом-то глазу мы хорошо видим соринку, сучок, а в своем не замечаем бревна (ср.Мф.7: 3-5). Мы-то сами какие?!

К большинству из нас нечистый дух не приходит в виде соответственно мужчин или женщин (сейчас могут быть даже однополые). Однако практически всех нас оскверняет блудными помыслами, которые мы очень часто охотно принимаем. Сейчас еще есть овеществленные образы сих помыслов, порнографией называются. А за этими помыслами следуют и соответствующие греховные дела.

Но жена Павлова соблазнилась по наивности да простоте, приняв демона за мужа. А мы как?! Бес может всучить нам эти свои эротические мечты с помощью хитрой игры, но ныне, как правило, этим себя не утруждает — «не по Сеньке шапка»! Очень часто мы сами, раскрыв рот, а также свой ум, волю и сердце, сами с удовольствием принимаем эту бесовскую блевотину, даже услаждаемся ей, желая ее.

А иной так и вовсе всю ночь просидит в порно сайтах, ненасытно желая открывать все новые и новые тлетворные картинки да видео. Хотя все мы знаем, что это грех; не говоря уже о том, что сие часто заканчивается рукоблудием и прочими видами блуда.

Притом, приняв по своей воле блудные помыслы, в той или иной их форме, потом очень трудно от них избавиться. Бывает и хуже, иногда в голове и сердце такового день и ночь крутится что-то вроде некоего извращенного порно. Которое он никак не может прекратить; так и княгиня вначале не могла избавиться от преследующего ее инкуба. А почему так бывает?

Как объясняет сие победивший страсть блуда преп. Иоанн Многострадальный другому брату, одержимому плотской страстью:

Но у княгини лишь ее плоть похотела мнимого «бабского счастья», подаваемого бесом, из-за чего она и не могла избавиться от последнего. А своим духом она помышляла совсем о другом, ибо «плоть… похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся» (Гал.5: 17).

Духовно она была порядочной женщиной, верной женой, знатной княгиней, а, главное, православной христианкой. Понявшей, что ее искушает насильник-бес, желающий лишь одного – ее погибели! Посему она начинает с ним бороться, сказав своему мужу, несмотря на стыд, о случившейся беде.

Так бы каждой русской женщине, пусть не княгине, помышлять о себе да поступать, понимая, что блуд в любой его форме, какое бы наслаждение он не давал, — это смертный грех, внушаемый бесом, желающим лишь нашей погибели!

А мы как?! Зачастую по своей воле лежим в этой грязи, не пытаясь даже встать. Да, правда, жена Павла, рассказав ему обо всем, только этим не смогла победить супостата. Но она стала бороться, а сие, как учат святые отцы, само по себе, независимо от исхода этой борьбы, приятно Богу.

Так и мы, вступив в сражение с духом блуда, скорее всего, первоначально эту битву проиграем. Слишком хитер, коварен и силен ныне этот враг. Но смущаться сим, унывать от этого, прекращать борьбу не следует, а надобно снова и снова вступать с ним в схватку.

Ибо всякий военачальник похвалит мужественного воина, до конца сражавшегося с весьма сильным врагом, хотя бы общая битва была проиграна. Но, наоборот, заклеймит позором труса и дезертира, сбежавшего с поля боя, пусть даже из-за подавляющего превосходства противника.

И если в земных битвах так, то тем более то же самое в духовной брани. В коей Подвигоположник-Христос прославляет мужественных воинов, зачисляя их в небесное воинство. А ленивые и трусы сами себя позорят, оставаясь в земной грязи.

Как православие учит бороться с блудной страстью

Но как же все-таки победить блудного беса? Нечистоту бесовскую может преодолеть лишь святость Божия. Поэтому в исследуемом нами приточном рассказе на это оказывается способен брат Павла Петр – ради его будущего прославления в лике святых. Но он может победить врага только особым оружием, которое, после слезной молитвы, находит в православном храме. Там же и мы найдем самое действенное оружие на этого врага, если искренне прибегнем к покаянию в сем и других грехах на исповеди в церкви перед священником.

Основное условие успеха Таинства Покаяния это – твердое желание покончить с сими грехами и чистосердечное исповедание их, ничего не скрывая, сколь бы постыдными они не казались. Тогда, если исповедавшийся будет внимать себе, он сразу же заметит, что после отпущения грехов на исповеди демон блуда потерял над ним свою прежнюю власть, и уже не может, как прежде, легко влезать в его душу, ум и сердце. Как и тот инкуб, после поражения Петровым мечом не смогший более вот так запросто приползать ко княгине.

Но изыдев, он окропил Петра своей поганой кровью, после чего тот заболел проказой. И здесь есть духовная притча. Покаявшись, исповедав свой грех, мы только на некоторое время лишаем его силы действовать в нашей душе. Но этим не искореняем основной источник греха, находящийся в нашем сердце, подобный душевной проказе и называемый страстями:

Это похоже на то, как кто-то косит сорную траву. Но вскоре она вырастает снова, снова. Чтобы окончательно ее искоренить, по самому смыслу этого слова, надобно вырвать ее с корнем, т.е. полностью удалить из своей души страсти. К этому надо стремиться, сие весьма полезное деяние, но… для живущих в миру это чрезвычайно сложно. Даже святые отцы, обитавшие в монастырях и пустынях, путем сугубых аскетических подвигов тратили на сие мало 30-40, а то 50-60 и более лет. Для нас, грешных, дай Бог, хотя бы научиться вовремя «косить сорную, греховную траву» чрез покаяние.

Исцеление проказы и нравственного недуга Петра

Однако вернемся к житию святых. Больной Петр ищет врача и находит его в лице простой девушки-крестьянки по имени Феврония, известной даром исцеления и прозорливости. Она согласна исцелить князя, но лишь в том случае, если он женится на ней. Тот сначала обещает ей это и почти полностью исцеляется. Но затем нарушает свое обещание — тогда болезнь снова возвращается к нему. После чего князь Петр уже без всякого лукавства берет Февронию в жены, вступая с ней в законный брак (венчается), предварительно полностью очищенный своей невестой от бесовской проказы.

Какие причины для женитьбы были на самом деле у Петра и Февронии

Супруги Петр и Феврония

В этой истории понятен лишь мотив поведения Петра – это гордость, душевная проказа, которая, однако, впоследствии вместе с проказой телесной была искоренена. Хотя вначале горделивый помысел внушал: «Как это князю жениться на простой крестьянке»?! Но затем Петр смирился, что очевидно и ясно.

Но совершенно непонятна причина странного требования Февронии. Сразу же отметем нелепые намеки некоторых писателей, что так она поступила по той же гордыне и властолюбию; мол, захотелось быть княгиней. Это абсолютно не соответствует духовной правде жития.

Если бы на самом деле было так, то Феврония из-за одной гордыни потеряли бы те благодатные дары Божии (исцеления, прозорливости, чудотворения), которые она имела. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4: 6; 1 Петр.5:5). А на самом деле мы видим, что и после сего она исцеляет Петра, прорекает будущее, творит чудеса. Так что тут у злопыхателей концы с концами не сходятся. И это лишь, во-первых.

А, во-вторых, мы прекрасно знаем из Св. Писания и Св. Предания, особенно из житий святых, что для девушек сего благословенного рода, т.е. достигших путем аскезы определенной степени святости, отнюдь не характерно стремление выйти замуж. Они, наоборот, всячески избегают замужества, стремятся уйти в монастырь, желают быть невестами Христовыми, а не каких-то смертных человеков. И, во сяком случае, такие девы пуще зеницы ока хранят свое девство.

Так что очень большой вопрос, чья же жертва была больше? Князя Петра, женившегося на простой крестьянке; или Февронии, пожертвовавшей ради брака с Петром всем этим своим духовно-телесным сокровищем?! Думается, что невеста отдала гораздо больше жениха. Но как раз этим приточный рассказ объясняет нам, чем же по своей сути является христианский брак.

В наше время, к сожалению, очень многие этого не знают. Под влиянием развращающего действия всей нынешней демонократии некоторые, особенно молодежь, доходят до крайне глупого мнения, что брак – это просто реалистическое продолжение порно фильма!

На самом деле любой брак, особенно христианский – это обоюдная жертва; жертва ради любви. Ведь муж, как правило, берет на себя заботу о пропитании всей семьи; а в случае опасности для нее, он первый ее хранитель, воин, защищающий Родину, которая опять же ассоциируется у него с семьей. И именно за это русские воины, мужи веками полагали свои души на полях сражений. Многим жертвует и жена, главное, принимая на себя муки деторождения и доброго воспитания детей.

Читайте также:  Именины 6 марта; женские и мужские

Хорошо, но все-таки почему же Феврония, которой, казалось бы, на роду (духовном) написано идти в монастырь, вышла замуж?! Очевидно, и это отражено в некоторых списках жития, такова была извещенная ей воля Божия, коей она и подчинилась. Но почему это было угодно Богу? Вообще-то говоря, судьбы Божии неисповедимы. На этот счет известно много случаев, приведу лишь один.

К преп.Серафиму Саровскому пришли две девушки, одна совсем молодая, полюбившая и любимая неким юношей, желавшая взять у святого отца благословение на венчание со своим женихом. И другая, уже в возрасте, желающая принять монашество. Но старец предсказал оное первой девице, а второй предрек добрый брак. Так оно и вышло. Жених первой неожиданно умер, из-за этого она действительно стала монахиней, добре подвизалась в монастыре, и там спасла свою душу. А вторая вскоре встретила хорошего человека, полюбившего ее, вступила с ним в брак, была в нем счастлива, имела много детей, через это также достигши спасения. Ибо жена «спасется чрез чадородие» (1 Тим.2: 14).

Так что судьбы Божии неисповедимы, но в отношении судьбы свв. Февронии и Петра понять кое что мы можем. Знаете, в истории христианства есть такие необыкновенные, замечательные женщины, блистающие красотой, умом, добродетелью, множеством других высоких качеств, главным среди которых является, как это ни странно звучит, — мужество. Таковых Господь Вседержитель предназначает в жены достойных сего державных мужей. Причем делает сие Он не обращая внимания на, зачастую, низкое происхождение сих дам.

Такой была царица св. Феодора, супруга императора Восточной Римской Империи св.Юстиниана (правил 527-565 г.г.). Он встретил ее еще до своего воцарения, влюбился (несмотря на ее темное прошлое) в эту потрясающую красавицу, женился на ней — и не прогадал. Когда в 532 году в Константинополе разразилось восстание «Ника», и бунтовщики угрожали императору смертью, то из всей его свиты, состоящей по виду из одних мужчин, на самом деле единственным мужественным «мужчиной» оказалась только Феодора. Вопреки всеобщему мнению синклита, советовавшему Юстиниану бежать, она уговорила императора сражаться. Тот послушал ее, победил, а затем счастливо и успешно продолжал царствовать еще более двадцати лет.

Такой необыкновенной женщиной была наша равноапостольная княгиня Ольга, после смерти своего мужа кн.Игоря правившая Землей Русской много лет. При том делала она это, по отзывам летописцев и прочих историков, «не как женщина, а как мудрый муж». Такой была супруга царя-мученика и страстотерпца Николая II царица-мученица Александра Федоровна. Такие женщины, как это ни удивительно, есть и в наше время. Но, к сожалению, равноценные им мужчины ныне что-то очень плохо просматриваются на политическом и прочих горизонтах.

Изгнание Петра и Февронии из Мурома

Такой женой, очевидна, была и св. Феврония, предназначенная Промыслом Божиим достойному державному мужу – св. кн. Петру. И такую жену невозможно не полюбить, а она полюбила данного ей Богом своего суженного. Посему полюбил ее, да еще и как, Петр. Так когда, после смерти своего брата Павла, он стал править Муромом, а местные бояре в качестве условия такого правления потребовали удаления его жены-крестьянки, предложив ей в качестве «отступного» взять что угодно, то мудрая любящая жена вместо всех земных сокровищ потребовала одного – своего любимого, супруга. Сам же Петр предпочел ради любви и сладких уз, налагаемых Таинством брака, оставить княжество и удалиться вместе с женой ссылку.

Икона благоверные князей Петра и Февронии Муромских

И поступил он весьма мудро. Ибо написано в Библейской Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота» (Сир. 7. 21). И поступил он как мудрый правитель. Ибо что это за князь, коему его подчиненные бояре указывают, как ему строить свою семейную жизнь? Уж если в сем он не властен, то в чем же тогда?!

Во время плавания из Мурома по реке произошёл тот известный случай, когда некий мужичок, путешествующий там же вместе со своей семьей, взирая на красоту Февронии, стал питать к ней нечистые помыслы. Прозорливая княгиня это поняла и предложила ему зачерпнуть воду сначала с одной стороны лодки, а затем с другой, попробовав ее на вкус, и спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?». Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вот эту-то духовную мудрость надобно бы написать на лбу всем прелюбодеям и прелюбодейкам, особенно нынешним. Глядишь, у иного жена честная: красавица, умница, добрая, а он себе найдет какую-то пигалицу, о которых в народе говорят: «Ни рожи, ни кожи», — и с ней прелюбодействует. Тут, конечно, не обходится без бесовской помощи, часто по вышеуказанному секс-сценарию; а иные девки еще и прямо колдуют (привораживают) чужих мужей.

Но основная причина сего – это невоздержание супругов в браке. Если каждый день есть даже самый вкусный шоколадный торт, то он очень быстро надоест — приестся. Сильно захочется каких-нибудь «соленых огурчиков», даже если они из-за плохой консервации обильно покрыты плесенью. Так и в браке: если муж и жена живут невоздержанно, т.е. даже не пытаются соблюдать церковные правила о супружеском воздержании (в пост и т.д.), то рано или поздно такая супружеская жизнь им приестся. И она сначала начнут смотреть «налево», а затем, если хватит прыти, будут «ходить на сторону».

Заканчивается это всегда плохо. В старое время за прелюбодейство полагалась уголовная ответственность. Сейчас этого нет. Но вот что интересно. Есть такой недавно открытый жанр журналистики. Берут какие-то истории о бывших преступлениях (чаще всего убийствах), в свое время раскрытых криминалистами. Рассказывают о них в более или менее художественной форме.

Так тот, кто постоянно, внимательно смотрит такие рассказы хотя бы по телевизору, легко может заметить, что процентов 50-60 этих убийств происходят из-за прелюбодеяний. То ревнивая жена мужа кокнет, то муж – жену-изменницу. А бывает и хуже, прелюбодеи убивают своих супругов, чтобы не мешали им предаваться тому запретному, что они ошибочно считают «любовью». А это тянет на приличный срок, лет 10-15. Вот так законно заканчиваются многие прелюбодеяния; а если и не так, то ненамного лучше!

Однако вернемся к путешествию Петра и Февронии. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. Петр, как человек, впал в некоторое уныние: «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял он. А Феврония, мудрая и добрая жена, проявив то мужество, которое, как выше было сказано, свойственно избранным женам державных мужей, ласково утешала его:

Тогда княгиня благословила два маленьких обрубка дерева словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу.

Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

И точно по слову Писания: «Вечер водворится плачь, и заутра радость» (Пс.29: 6), — следующим же утром из Мурома срочно прибыли послы смирившихся бояр, умоляющие Петра вернуться на княжение. Бунтовщиков погубила их политическая неграмотность. Тем более непростительная, что в то время (до татаро-монгольского нашествия) Русь, принявшая христианство из Второго Рима, а с ним — христианскую культуру, в отличие от соседней темной, безграмотной Европы, была достаточно просвещенной страной. Русские люди тогда читали даже св. Дионисия Ареопагита, тем более – Аристотеля.

Если бы упомянутые бояре ознакомились с политическим учением последнего, то поняли бы следующее. Есть три вида правления: монархия — власть одного; аристократия — власть нескольких избранных, бояр, например; демократия – власть многих. Из них, как доказал сей великий философ, наиболее совершенной является монархия – единовластие. Муромские вельможи теоретически это не усвоили, поэтому пришлось им испытать сие практически, на собственной шкуре.

Бояре просят Петра и Февронию вернуться в Муром, икона.

Удалив монарха Петра, бояре не смогли поделить власть. Каждый из них, как это всегда бывает в таких ситуациях, захотел быть первым. Пошла междоусобица, пролилась кровь… В ужасе сии несостоявшиеся аристократы (зато потенциальные покойники) бросились в ноги князю Петру и ранее презираемой ими княгине Февронии с просьбой, воплем о спасении! Что тут посоветовать этим, а также всем нынешним подобным сим политическим деятелям?! Лишь одно, как в известном анекдоте: «Учите, ребята, матчасть, — спрашивают; да еще с пристрастием!

Возвращение в город Муром

Блгвв. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. В Муроме, как повествует житие,

Вот для чего была необходима державному Петру такая же державная жена-помощница! Ибо хотя оба супруга – одна плоть, но лица два. Поэтому и добрых дел они могут сделать в два раза больше. Тут надо еще заметить, что сами по себе власть, слава, богатство, собственность, злом, как считают коммунисты, не являются. Однако злой человек употребляет их во зло, а добрые, как эта княжеская чета, во благо.

Но святая Феврония помогала своему супругу не только в земном служении. Думается, как уже говорилось, она еще до брака желала принятия монашества. Кое все-таки приняла сама и склонила к сему своего мужа. На склоне лет они удалились в монастырь, где, после добрых подвигов, в один и тот же день приняли блаженную кончину. До этого завещав похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Жили они долго и счастливо и умерли в один день

Как о сем очень умилительно повествует один из списков их жития:

Были ли дети у святых супругов?

Многие, прочитва житие святых Петра и Февронии задаются вопросом, а были ли у них дети? Господь благословил их брак рождением пятерых детей: сыновей Святослава, Юрия, Ярослава, Давида и дочери Евдокии. Впоследствии Евдокия во многом повторила жизнь своей благочестивой матери. Сначала она была супругой князя Святослава Юрьевского, а затем приняла монашеский постриг в Муромском монастыре.

Где находятся мощи

Мощи Петра и Февронии с 19 сентября 1992 года находятся в Свято-Троицком женском монастыре г.Мурома. Обитель находится в центре города по адресу: г. Муром (Владимирская область), пл. Крестьянина, д. 3 А. Здесь еженедельно по воскресеньям в шесть часов утра совершается водосвятный молебен с акафистом Петру Февронии перед открытыми мощами святых супругов.

Свято-Троицкий монастырь в городе Муроме

Чудесные покровители всех, кто молиться о женитьбе и замужестве, о благополучии в семье

Описано много случаев чудесной помощи сих угодников Божиих людям: одинокие находили друг друга и вступали в брак; бесплодные жены по молитвам перед иконой Петра и Февронии сподоблялись радости деторождения; больные исцелялись, браки укреплялись. Все сие совершалось по молитвам, некоторые из коих приведены ниже.

Дни памяти

  • 25 июня/8 июля;
  • а также воскресный день перед/или 19 сентября по н.ст.

Подробнее о дне свв. Петра и Февронии читайте на нашем сайте.

Источник: http://pravoslavie.wiki/petr-i-fevronija.html

Adblock
detector